|
СВОЕГО земляка, Григория Яковлевича Поддубного, до недавнего времени я знала как предпринимателя и даже не подозревала, что преуспевающий в малом бизнесе человек может так трепетно и нежно любить свою малую родину. Буквально с первых страниц его сборника рассказов под названием «Отчий дом» я открыла для себя новое имя писателя - земляка. Какой нежностью веет от его простых и незамысловатых описаний отчего дома по улице Трудовой. Я словно вижу эту саманную хату под камышовой крышей. И также, как и автор, чувствую ностальгию по прежним временам. Были тогда люди чище душой, жили семейными традициями, верили в Бога, трудились добросовестно на своей земле, растили детей. Именно в такой хатке жили и мои предки. И когда я читала рассказ «Отчий дом», меня не покидало ощущение, что мне удалось запустить «машину времени», так все зримо и образно я представляла. И эти сени, заменяющие современную переднюю, из которых одна дверь ведет в комнату, а другая в хлев, часто корова находилась прямо за небольшой перегородкой. Здесь же стоял закром для хранения зерна. Тут же лестница, ведущая на горище, на которой, как и на насестах, ночью сидели куры. В передней, которая одновременно служила кухней, столовой и гостиной - на первом месте стояла печь - постоянное место обитания детворы зимой. Там было тепло, и всегда лежали старые одеяла, на которых спали младшие члены семьи. Это уютное место всегда сохраняло какую-то свою ауру, навевало беззаботные сны и скрывало свои незамысловатые тайны. Может, кому-то мои сожаления о прошлом покажутся странными, ведь сейчас мы живем в более комфортных условиях, но для тех, кто интересуется историей своей станицы, своего рода - в самый раз. И я благодарна Григорию Яковлевичу за такие минуты душевной теплоты. А с какой любовью он пишет о своих соседях -земляках в очерке «Они жили на этой земле, на ней же и трудились». О Филиппе Сафроновиче Зацаринном, Раисе Игнатьевне Ланко, Василии Даниловиче Сизонец, Трофиме Ивановиче Пилюк, Илье Бардак и многих других. Время сгладило классовые противоречия. Те, кто еще несколько десятилетий назад считались врагами народа, стали, наконец-то, для нас просто земляками. Потомки полковника Марка Сергеевича Дрофа соседствуют с теми, кто пал смертью храбрых под песню «Наш паровоз вперед лети». И сейчас уже не важно, какой власти они служили. Главное то, что они отдали свои жизни за Родину, за свою родную землю. Мне понравились герои в небольших рассказах «Пробуждение», «Иван-водовоз», «Сосед», искренние и лирические одновременно. Добросовестные труженики на своей земле. И пусть они не безгрешны, на то они и люди, но они чистосердечно раскаиваются, стараются загладить свою вину, как Захар в рассказе «Пробуждение». А какая трагедия разыгралась в семье у Афанасия и Варвары Хохловых! Над их трудолюбивой семьёй нависла черная туча, имя которой наркомания. Отец непутевого сына пытается найти причину такого поведения и понимает, что она кроется в неумении и нежелании найти общий язык в общении с сыном, в равнодушном неприятии его образа жизни. Может, все сложилось бы совсем по другому, прояви он больше заботы в детстве, посети классные собрания в юности, поинтересуйся кругом общения родного дитяти. Но сын лишен был всего этого. Афанасий оказался хорошим и добросовестным работником, но плохим отцом. Заканчивается рассказ семейной трагедией, из которой не видно выхода. А как тонко в рассказе «Ох, уж это пионерское лето» автор высмеивает директора по хозяйственной части Григория Тыкало. Персонаж получился прямо классическим. Так и видим услужливого чиновника, пытающегося все свои огрехи прикрыть праздничным застольем, и все за счет средств, отпущенных на питание детворы в пионерском лагере. И сержант ГАИ, сразу смекнув, что перед ним не рядовые члены общества, ведет себя соответственно. Рассказы «Ночная охота», «Жор» подкупают необъяснимой прелестью и скрытыми страстями. Автор как бы ненароком приоткрывает, какие препоны надо пройти, чтоб стать членом общества охотников. И для него, как охотника, прелесть не в том, чтоб подстрелить дичь, а в общении с природой, в отдыхе в кругу друзей на привале, в охотничьих байках. Зато очерк «Хочу смеяться, да плач берет» погружает нас в реалии нынешних дней. Это философские рассуждения о нашем времени, о нас. Как трагично все у нас в России. То одну идеологию насаждали, руша все сложившиеся веками традиции и устои, а потом так, похотя, все разрушили и бросили людей на выживание. Кто сможет, выкарабкается, а кто нет, тот сначала, как бедный музыкант, будет пытаться заработать на хлеб игрой на видавшем виды баяне, а если и это не поможет, то придется просить подаяние. С горечью рассуждает автор о высшей задаче общества, которой является развитие личности. А как мы воспитываем наше молодое поколение? Телевидение насаждает насилие, бескультурье. Улица приучает к еще более страшным негативным явлениям. А родители, вместо того, чтоб заниматься воспитанием детей, заняты добыванием хлеба насущного. Боль вызывает очерк «Процесс пошел». Деградация землепашца, как крестьянина и хозяина. Что последует за этим, каждый может домыслить сам. И. ШВЕЦ. |
|