Эта информация для тех кто хочет изменить свою жизнь, перестать работать на "дядю" и стать предпринимателем. Понять почему мы так живём и что нам мешает жить лучше ...
Внимание, чтение данной статьи меняет мировозрение.
Купить книгу и диск Юрия Мороза который вам поможет стать предпринимателем >>>
Что думает Юрий Мороз о ....
Образование и воспитание
Юрий Мороз, Школа Своего Дела
Насущные вопросы
Если Вас устраивает сегодняшнее положение, и создание своего бизнеса Вам не нужно, попробуйте ответить на следующие вопросы. Когда в последний раз Вы были на теплом море? · Когда в последний раз Вы за собственный счет были в ресторане? · Когда в последний раз Вы купили себе что-то, не обращая внимания на цену? · Готовы ли Вы жить на ту пенсию, которая сегодня выплачивается? · А если Вам этого не хочется, то что Вы сделали для того, чтобы жить не только на пенсию? · Повысился ли Ваш уровень жизни за последние несколько лет? · Нравится ли Вам образ жизни нищего? А как еще назвать человека, который каждый день ходит на работу за зарплату в 3000 или даже 6000 (в Москве несколько больше) рублей в месяц? Если перевести эту сумму в доллары, то это получается от 100 до 200 долларов в месяц. Даже несчастные американские бездомные, которых все считают настоящими нищими, тратят на себя в месяц намного больше. Шутка про страну дураков из сказки "Буратино" превратилась в реальность под названием "страна нищих". Эти нищие хорошо образованы, большинство из них имеют высшее или среднее специальное образование, некоторые имеют даже ученые степени. Система высшего и среднего (специального) образования каждый год подготавливает еще множество хорошо образованных нищих. Я спрашивал множество школьников и студентов о том, что они думают о своем будущем; понимают ли они, что их ждет нищета за полторы тысячи рублей или нищета в размере пособия по безработице. Неопытные молодые ребята надеются на авось, что к тому времени всё как-то само собой утрясётся. Но на что надеются высококвалифицированные опытные нищие, которые на себе чувствуют, как их уровень жизни год за годом падает уже ниже порога нищеты? Даже самые образованные нищие, которые всю жизнь получают деньги от государства, не могут ответить на вопрос, откуда берутся деньги у государства. А ответ-то прост, деньги государство берет у тех кто имеет Свое Дело. Типичный бюджетник или рабочий, который тоже ЯКОБЫ платит налоги, получает в виде социальных льгот, например, здравоохранение, образование, дороги, причем получает намного больше, чем он реально платит. И действительно, кто бы согласился на такую заботу, что ты сначала платишь кучу налогов, а потом тебе часть отдают в виде социальных льгот? Под заботой все понимают ситуацию, когда получаешь больше, чем отдаешь. И именно такова ситуация для большинства образованных и необразованных нищих. Они получают намного больше, чем отдают. А откуда тогда у государства берутся деньги, чтобы отдавать больше, чем оно получает? А берутся эти деньги за счет немногочисленных хозяев Своего Дела, которые отдают в десятки и сотни раз больше, чем получают от государства. Так вот кто, оказывается, РЕАЛЬНО заботится об образованных нищих! Это предприниматели, те, кто сами на свой страх и риск, и без всякой реальной помощи государства, и даже при многочисленных помехах с его стороны добиваются достойного человеческого существования, и плюс к этому еще и кормят множество высокомерных образованных нищих. Как бюджетников, так и остальных, которым они предоставляют рабочие места. Интересно то, что типичный предприниматель не имеет образования в той сфере, в которой он преуспевает. Люди, не имеющие торгового образования, создают магазины и оптовые торговые фирмы. Люди, не имеющие строительного образования, создают строительное Дело. Люди, не имеющие никакого образования в гуманитарной сфере, создают газеты и журналы, пишут и издают книги. Более того, те, кто получил специальное образование, СКОРЕЕ ВСЕГО, не смогут в этой области создать успешное Дело. И статистика подтверждает это. Таким образом если получили образование или его еще получаете, то это значит, что Вы сможете в этой сфере стать образованным нищим, но не сможете в этой сфере создать Свое Дело. А как же предпринимателям удается создать Свое Дело? Благодаря уму! А, как известно, образование ума не прибавляет. С чем мы Вас и поздравляем.
О уме
Уважаемые читатели, приступим к весьма деликатной и опасной теме. Речь идет об уме. Точнее, о его количестве. Никто, я думаю, не будет отрицать, что есть люди умнее и есть поглупее. Для того, чтобы как-то разобраться с этим вопросом, давайте грубо всех людей (всех, кроме вас лично, разумеется) разделим на три категории: "слабоумные", "среднеумные" и "сильноумные". Прежде чем мы пойдем дальше, давайте отделим ум от эрудиции. Победителя игры "О, счастливчик!", могут называть умным человеком, но, думаю, что вы согласитесь со мной, если я скажу, что тут на самом деле успех - в памяти, так же как человека, который легко щелкает кроссворды, тоже часто называют умным человеком, но опять-таки, тут все дело в памяти. Даже человека, который хорошо решает математические задачки, в большинстве случаев нельзя называть умным, так как он ПОМНИТ различные методы решения. Я лично считаю, что, на самом деле, человеческий ум проявляется в ситуациях похожих на игру в шахматы. Ситуации в шахматах практически не повторяются после 15-го хода и никаких известных рецептов, мол, если позиция такая, ходи так (делай как все люди), применить не удастся. Жизнь, по сравнению с шахматной партией, сложнее на много порядков и уж тут известные рецепты не действуют совершенно точно. Итак, ум - это умение находить решения в уникальных ситуациях. Если речь идет о том, что вы извлекаете решение из памяти, то это не работа ума. Согласны? Разумеется, что люди находят решения с разной степенью качества. Если мы теперь вернемся к нашей классификации, то "слабоумными" я бы назвал тех людей, кто вообще отрицает работу ума как таковую. Или у этого человека есть готовый ответ или он впадает в панику. На самом деле, когда есть вопрос, но нет ответа, и ответ нужно найти самому - это та самая творческая ситуация. Только в этом случае возникает возможность творчества. Творчество возможно, когда вопрос есть, а ответа нет! Второй признак творчества - это промежуток между вопросом и ответом. Для гениев возможна ситуация, когда они, задав сами себе вопрос, могут искать ответ на него десятилетиями. Для обычного человека даже секундная заминка между вопросом и ответом вызывает беспокойство и желание дать хоть какой-нибудь ответ, но лишь бы не оставить вопрос на некоторое время без ответа. Итак. Подведем промежуточные итоги. "Слабоумный" - это человек, который под работой ума понимает память, а собственно ум не использует. Разумеется, что среди наших читателей таких нет и быть не может. Пойдем к другому полюсу. Кто же такой "сильноумный"? Для ответа на этот вопрос стоит задуматься о том, откуда берутся вопросы. Если мы на эту тему подумаем, то выясним, что есть люди, которые вопросы обычно задают, например, следователи; а есть люди, которые на вопросы отвечают, например, подозреваемые. И если мы подумаем еще дальше, то можем заметить, что умение задавать правильные вопросы намного ценнее умения находить правильные ответы. Итак, "сильноумные" - это люди, которые умеют находить очень интересные неожиданные вопросы, а "среднеумные" - это те, кто умеют на эти вопросы находить ответы. Вот такая весьма опасная классификация предложена уважаемым читателям. Чем же опасна эта тема и почему эта классификация так опасна? Дело в том, что в нашей культуре человек может признаться в чем угодно. В недостатке денег, в нечестности, невнимательности, в плохом вкусе, еще в чем-то, но вот согласиться с недостатком ума почему-то считается очень и очень неприличным. Как-то сильно вопрос о уме задевает самолюбие. Почему, как вы думаете, уважаемые читатели?
Школа, школа, школа …
Начну пожалуй с ответа на вопрос, почему родители детей своих в школу, да и детский садик отдают. Сразу предупреждаю, что мои дети (а у меня три сына, двойняшки, им уже почти 8 лет и младший, ему три с половиной) ни разу в детский садик не ходили и в школу тоже не ходят и не пойдут. Правда, старшие у бабушки были некоторое время, но мы потом об этом горько пожалели. И с младшим больше эту ошибку не повторяли. Дело в том, что дети, особенно в два-три года, да и старше, впитывают в себя все как губка. И, например, наши старшие научились у бабушки комментировать каждое свое действие. Сейчас вот эту игрушку возьму, потом ту, потом сделаю то …
Как говорит Жанна (моя жена) прямо как радио.
Эта привычка к постоянной болтовне очень вредна, и отучать от нее очень трудно. Разумеется, бабушки говорят, да что такого, вырастет - пройдет.
Ничего САМО не проходит!
А переучивать, вы прекрасно знаете намного труднее. Еще пример благотворного влияния сердобольных бабушек. Лёня, чтобы добиваться своего, научился бросаться на пол, и только что в истерике не биться. Я прекрасно понимаю, как его НАУЧИЛА (!) этому бабушка. Как это делают дети, он что-то просил и плакал при этом, если не давали. Она говорила - НЕТ, этого нельзя! Тогда он плакал 15 минут подряд и бабушка сдавалась и говорила, ну НА! В следующий раз бабушка решала, что она больше этого не даст. Неважно чего. Детям этого нельзя. И тогда Лёня плакал 25 минут, бабушка ломалась и давала. Затем 35 минут, 50 и так далее. Когда мы их забрали от бабушки они оба могли плакать ПОДРЯД час сорок минут требуя своего, с полной уверенностью, что эта тактика сработает. В один прекрасный день, Лёня обнаружил, что когда он в крике упал на пол, бабушка тут же быстро сдалась и дала ему то, что до сих пор долго не давала. Ну и осталось только усовершенствовать это умение и в зависимости от того, на что бабушка реагирует, и действовать. Постукивание головой по полу оказалось очень эффективным и действенным, и этот прием был взят на вооружение. Вот таким образом НА САМОМ ДЕЛЕ обучают детей. А совсем не словами и поучениями. Ребенок просто замечает, какое поведение вознаграждается и ведет себя соответствующим образом. Этого урока нам хватило раз и навсегда. Мы поняли, что детей нельзя НИКОГДА И НИКОМУ отдавать, так как результат может быть самым неожиданным. Как кто-то хорошо сказал: Часто те, кто считают, что у них доброе сердце, просто имеют слабые нервы. Ну а учить детей добиваться своего криками … Это не доброта. Это зло. И большое зло. Так вернемся к вопросу, почему же родители отдают детей в школу и детский сад.
Причины две. Родители РАБотают и у них нет времени на детей. И есть время только на то, чтобы накормить и одеть детей, но не научить их чему-то нужному в жизни, и во-вторых, родители считают, что они сами не способны научить детей ничему полезному в жизни.
На самом деле школа это место, куда сдают детей, чтобы они не мешали родителям и чтобы дети были заняты. В армии без всяких шуток руководствуются правилом: солдат должен быть занят работой, чтобы у него дурных мыслей не заводилось.
С армией все понятно. Добровольно туда идут немногие, да и те, потом понимают, что зря пошли и потому, никакой ценности собственно в службе там никто не видит, и я их прекрасно понимаю. А кто видит ценность В ПРИНУДИЛОВКЕ?
Есть такие, которые хотят, чтобы их принуждали к чему-то? Если есть, - то это убежденные добровольные рабы. Которым нужен внешний стимул. Стимул, это заостренная палочка, которой рабов в Древнем Риме в спину подталкивали, чтобы они шевелились побыстрее. Так вот, дети должны быть заняты!
Слово занятость вообще ужасно и я сейчас вам объясню почему. Я часто бывал в нашем местном городском комитете по молодежи в свое время и часто там слышал о необходимости ЗАНЯТОСТИ молодежи.
Почему? Ну вы уже понимаете, чтобы дурные мысли не заводились.
Причем, дело совсем не в том, чтобы они делали Дело, полезное Дело. Нет, их нужно просто занять и все. Задача заключается в том, чтобы ТРАНЖИРИТЬ самое дорогое - время человеческой жизни. Некоторые читатели уже, уверен, кивают головой, а что делать, вот так мы и живем. ГЛУПО живете! Может начать жить умнее, вместо того, чтобы беспокоиться о всеобщей занятости? Почему же все-таки детей занимают чем-то до достижения зрелости? Ответ прост!
Детям работать запрещено! И значит, нужно просто как-то занять их время до того момента, как им можно будет работать и тогда со спокойной душой отправить на работу.
Чем занять? Да это и не важно. Важно:
А) Чтобы их взяли на работу, по достижении соответствующего возраста.
Б) Научить дисциплине и послушанию, чтобы они слушались начальников, когда пойдут на работу.
Говорят, что еще дети должны научиться общению. Мол, на работе это им потребуется. Не думаю. На работе им нужно выполнять заданную им работу, а не лясы точить.
Вы думаете, я преувеличиваю? А когда родители говорят, что пусть ребенок побольше читает, это полезно, что имеется в виду?
Причем, обратите внимание, ЧТО читает, вообще мало кого интересует. Ну лишь бы не литературу для взрослых.
Надо читать побольше - это полезно. На самом деле для здоровья это вредно, очкариков вон сколько, да и вообще, двигаться бы надо побольше, сейчас гиподинамией страдают почти все.
Но тем, не менее, мамы как одна, кричат в окно детям, Д-О-М-О-Й! И когда ребенок приходит, мама говорит, лучше бы почитал что, чем по улице бегать.
Чтение просто так, без смысла, без цели - это просто ЗАНЯТОСТЬ. Ребенок занят, как солдат в армии, а значит, дурные мысли ему в голову не придут.
Ну как же, скажут мне, безделье оно же вредно.
Ну так дайте ребенку ДЕЛО, а не ЗАНИМАЙТЕ его чем-нибудь. Почему у вас нет для ребенка Дела?
Казалось бы золотое время, когда еще Делом заняться? Подрастет, и тогда уже делом не дадут заниматься, скажут, иди РАБотай. Сколько тебя можно кормить?
Причем, еще детей ОБМАНЫВАЮТ! Это же заговор взрослых против детей.
Никого из детей не предупреждают, что их ждет. Их ждет ВЫНУЖДЕННАЯ РАБОТА. Хочешь, не хочешь, а работать придется.
Но вместо того, чтобы дать детям подумать о том, как бы избежать этой тяжелой участи, может и придумали бы что, вместо этого их ЗАНИМАЮТ. Стараются ЗАНЯТЬ все время детей, чтобы им и думать было некогда. Итак, еще раз обозначим эту дилему, которая якобы стоит перед детьми.
Или БЕЗДЕЛЬЕ
Или ЗАНЯТОСТЬ.
И третьего не дано?
Слышу, слышу голос возмущенного родителя. Учеба - это ДЕЛО!
Учеба, позвольте спросить, - ЧЕМУ?
Вы на курсы кройки и шитья ходили? Или слышали о таких? Там учат кройке и шитью. Поучился, и можешь сшить себе что-нибудь. Есть курсы телерадиомастеров. Там учат ремонтировать аппаратуру. Если можешь отремонтировать, ну хотя бы простейшие неисправности, значит научили. Есть еще, например, водительские курсы. Там учат вождению автомобиля. Тоже понятно. Куда ни глянь, везде на курсах учат конкретным умениям. Делу если хотите. Дело его делают. А учебу делают? Даже и слово делать, сюда не лепится. Делал, делал, значит, учебу и что сделал? А вот что - на работу возьмут, вот что! Так значит, школа это место где учат работать? НА КОГО работать я спрашивать не буду, это не гуманно. Я спрошу вот о чем, знают ли об этом дети?
Им в школе говорят, чему их учат?
Кстати, пока не забыл. Прошу редактора книги вот о чем. На обложке книги разместите, пожалуйста, мальчика и девочку. Ну знаете таких хрестоматийных первоклашек. У девочки банты огромные, мальчик в беленькой рубашке, они такие взволнованные, глазенки блестят. Первый раз, в первый класс. А на задней стороне обложки разместите двух десяти или сейчас уже одиннадцати-классников. Парня такого хмурого в черной шапочке на глаза и в черной курточке короткой и девочку с ярким макияжем и с сигаретой. Ну персонажи такие легко можно найти сейчас. Что же эти старшеклассники такие хмурые? Они же овладели знаниями, они же теперь … Они просто теперь все могут. Вроде как. На самом деле, по моему, вообше, ничего не могут. И еще меньше хотят. Разве что хотят побольше денег и поменьше работать.
Обманули их. Первоклашкам что говорили, вот школу закончите и откроется перед вами огромный мир. Не открывается что-то.
Как та избушка стоит к лесу передом, а к выпускникам задом, извините.
Обманули детей. Отняли у них десять-одиннадцать лет жизни а что дали? Что можно в руках подержать? Аттестат зрелости?
Какой такой зрелости? Половой? Половая, может быть, зрелость и есть, а насчет остальной, у меня большие сомнения.
Поменять столько лет жизни в обмен на бумажку??? Вы издеваетесь что ли?
Только не говорите мне про знания, которые якобы в школе получают. Если бы их там ПОЛУЧАЛИ, то родители бы могли бы своих детей научить всему тому, что сами в школе изучали. А вы таких родителей знаете? Я нет.
Из школьной программы ничего не помнят, а на работу ходят, и никто их не выгоняет, почему-то. Может знания школьные вообще для хождения на работу не нужны? Они нужны для поступления в ВУЗ? А кто помнит чему учили в ВУЗе? Сможете сейчас экзамен сдать, который сдали на пятерку? Не помните. А на работу ходите. Может и ВУЗовские знания для хождения на работу не нужны? Да и работают, практически все, не по профилю обучения. Так что причем тут ВУЗовские знания? И без них люди прекрасно обходятся. Вот вы знаете, есть заочники, которые заочно высшее образование получили. Эти то учебе если пару месяцев в году посвящали, и то хорошо. А есть очники. Вы сможете одних от других отличить? Очень сомневаюсь. Не отличите. Так что же это получается? Если даже на обучение в ВУЗе тратить время раз в пять меньше, как это заочники делают, то результат точно такой же. Есть сейчас и дети, которые экстерном сдают за курс средней школы. Вы этих можете отличить, от тех, кто штаны протирал от звонка до звонка. А они ведь тоже ЗНАЧИТЕЛЬНО МЕНЬШЕ времени на обучение тратили. Так что вы даже со мной не спорьте. Школы это просто такое место где обеспечивают занятость детей. А то еще вырастут лоботрясами и не приученные к дисциплине, к послушанию к уважению к начальникам подадутся куда-нибудь. Например, в предприниматели. А знаете, есть вундеркинды, которые могут за пять лет курс средней школы пройти и затем еще за три года курс университета? Этим, таким быстрым куда податься? Разве что раньше на работу пойти? Неплохой подарочек, да?
Ну еще одна мысль напоследок для этой главы. Знаете ли вы, любезные мои читатели, что даже самый умный, самый лучший ребенок ОБЯЗАН УВАЖАТЬ даже самого глупого, самого невежливого, например, учителя. Или учительницу. Наоборот совсем не обязательно.
Не обязана заслуженная учительница уважать какого-нибудь двоечника. Нисколечко не обязана.
Почему так устроено и для чего, я предлагаю вам подумать на досуге самим, а пока этим и ограничусь.
Цель образования
Если вы не управляете собой (не ставите сами себе цели) вами управляют другие. Типичный пример.Вы учитесь в университете и какова цель? Вам подсунут цель более выгодную для университета. Эта цель - диплом. Диплом обещали - диплом дали. Что хотите, то с ним и делайте. Ведь выдать диплом можно КАЖДОМУ! А вот научить чему-то на самом деле очень сложно. А какова цель обучения в средней школе? Аттестат? Ну вы знаете какие "ученики" выходят с аттестатом. Цель номер два - подготовить к поступлению в университет. А цель университета? Выдать диплом. А диплом зачем? Показать будущему работодателю. Сходите к этому работодателю и спросите его, что ему-то нужно? Ну, то, что не диплом это точно! Сейчас я скажу Вам чему НА САМОМ деле нужно учить в средней и высшей школе. В средней школе нужно учить читать, писать и считать. Этого никто отрицать не будет? А еще? Тут у Вас затруднения, да? Настолько четкий ответ дать трудно. Сейчас я подскажу. Что такое умение читать, писать и считать? Это умение ПОЛУЧАТЬ ИНФОРМАЦИЮ и ОТДАВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ. И это все чему нужно учить в средней школе. Нужно чтобы выпускник мог найти в Интернете ли или в энциклопедии или специальной литературе любую нужную ему информацию. Вроде маловато для 10 лет? Это да. Так не нужно по 6-8 уроков в день. Достаточно пару часов в день. И все. Но зато все БУДУТ ЗНАТЬ чему УЧАТ в школе. И легко проверить научили или нет! А вот чему должны учить в университете? А? Кто готов сказать. Сразу скажу, как обычно ответ лежит на поверхности! Догадались? Нет? Кроме того, чтобы информацию получать и отдавать ее еще нужно уметь ОБРАБАТЫВАТЬ! ВОТ! А что такое обрабатывать информацию? Это умение МЫСЛИТЬ! Правда, просто? В университете должны учить мыслить! И все! Теперь спросите какого-нибудь студента университета ЧЕМУ его учат, и ЧЕМУ его должны учить в ВУЗе. Обязательно проверьте. И спросите кого-нибудь из преподавателей. Тоже обязательно. Получите какой-то невнятный ответ, а потом скажите, а сейчас я Вам скажу чему должны учить в ВУЗе и Вы сразу согласитесь со мной. И скажите - должны учить мыслить! И ведь согласятся! Скажут, да это правильно. Ответ то такой, что спорить невозможно. Итак, мы имеем с Вами две ступени. 1-я ступень - средняя школа - учат считать, читать, писать и получать и отдавать информацию. Все! Вторая ступень - университет - учат мыслить. Чего не хватает? Правильно, не хватает умения ставить цели. Где этому учат? Этому, к сожалению, научить нельзя, но можно НАУЧИТЬСЯ! Цели СОБСТВЕННЫЕ, а не чужие, которые и так у нас как лапша со всех ушей свисают, можно взять только ВНУТРИ себя, а не снаружи. Но это и очевидно. То есть нужно понять, что есть Ваше Дело, что есть ваше предназначение, а тогда у вас появятся цели в том числе и промежуточные. Мы как-то легко проскочили вопрос по поводу умения мыслить. Это что такое? Кто может сказать? А? Трудно? Я понимаю, что трудно. Для интереса поспрашивайте у университетских преподавателей. Очень много веселого сможете услышать. :) Итак, кто догадался? Есть такие? Ну ладно, отвечаю. Умение мыслить, это умение понимать, как происходят вещи или понимать причинно следственную связь явлений и событий. Помните, да, у Козьмы Пруткова: "Щелкни кобылу в нос, она махнет хвостом". То есть если человек умеет мыслить, он понимает, ПОЧЕМУ происходит то-то и то-то и также знает куда надо щелкнуть, чтобы произошло то-то и то-то. Умение мыслить подобно тому, как шахматист, судя по ходам противника, понимает, что хочет сделать противник. Понимает ХОД ЕГО МЫСЛЕЙ и его ЦЕЛИ на текущий момент. Мышление - это процесс понимания сути (причинно-следственных связей) явлений. То есть сам факт, а есть его причина, а есть тот, кто причину создал, а у того, кто создал причину есть ЦЕЛЬ, и этот факт каким-то образом приближает достижение цели для того, кто создал причину. ТО есть нужно уметь строить цепочки причинно-следственных связей. ПРАВИЛЬНО СТРОИТЬ! Итак, если человек говорит что что-то невозможно, он не НЕ ЗНАЕТ, как это сделать, а не умеет МЫСЛИТЬ и не может продумать, какую цепочку причинно-следственных связей нужно запустить чтобы получилось то, что ему нужно. P.S. Учитывая, что подавляющее большинство людей является жертвами чужих целей, в нашем обществе людей, которые управляют собой, практически нет. Одни управляемы с помощью известной идеи что нужно учиться, а затем устраиваться на работу. (Это с социалистических времен). Другие управляемы с помощью идеи, что нужно создавать свой бизнес. (Это результат формирования целей Западом). В обоих случаях нет личности, индивидуальности и нет САМОСТОЯТЕЛЬНОГО решения. Нет самостоятельной постановки цели. Подумайте на тему, в какой степени вы ставите цели САМИ перед собой. Попробуйте найти хоть один пример САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ цели.
Деньги и Школа.
Очевидно, что говоря о школе нельзя оставить вопрос о деньгах. Почему о деньгах? А почему собственно не о них? В конце концов, если и отвечают на вопрос, зачем нужна школа, то типичный ответ, чтобы поступить в университет, а университет нужен, чтобы получить престижную работу. А если слова престижная работа перевести на русский язык, то это место, где много платят, где человек может преисполниться чувством важности и где работа проходит в шикарном офисе. Вот, от "много платят", то есть с денег, мы и начнем. Какой типичный шаблон, который благополучно приобретают школьники и студенты? Шаблон такой - деньги делают деньги. И деньги гарантируют успех. Бред, конечно. Стопроцентный. Еще Карл Маркс, с которым, кстати, западные экономисты и не спорят, доказал, что деньги делаются путем эксплуатации тех, кто продает свое время жизни (или как мягко говорят, рабочее время) за деньги. Получение (точнее, отнятие) прибавочной стоимости у наемных работников - вот источник больших денег и капитала. А сами деньги без людей, которые работают за деньги - ничто. Второй шаблон, что все дело в начальном капитале. И мол, был бы этот самый начальный капитал, то практически каждый стал бы бизнесменом. Даже американская практика, неудобно эти цифры и напоминать, дает такую статистику - 80 процентов предпринимателей разоряется в первый год, и 80 процентов из оставшихся разоряется в следующие 5 лет. Явно видно, что дело тут НЕ ТОЛЬКО в деньгах. А в том, что некоторые (большинство) теряют деньги, а другие (меньшинство) их приумножают. В этом дело. Каков идеал - который формирует школа, при участии СМИ конечно? Этот идеал - иметь капитал, жить на проценты с него, и жить в свое удовольствие. Отдают ли себе отчет те, кто формируют этот идеал, что каждый такой, живущий в свое удовольствие, нуждается в нескольких людях, которые будут осуществлять ему сервис этой красивой жизни? Помните Маяковского? Черную работу - делает черный, белую работу - делает белый … Таким образом, ЗАРАНЕЕ ИЗВЕСТНО, что меньшая часть будет развлекаться, а другие будут зарабатывать себе на хлеб насущный, (просто чтобы не умереть с голоду) обслуживая людей первого сорта. Ну и тогда, вопрос, а как же происходит эта селекция на людей первого сорта и людей второго сорта, если все учатся по одной и той же программе, утвержденной Министерством образования? Кстати, образования чего? Что образуется на выходе? Я никого не хочу обидеть, но целью системы среднего и высшего образования, подготовить людей второго сорта, которые будут обслуживать на том или ином рабочем месте людей обоих сортов. Задача подготовки людей первого сорта системой образования НЕ СТАВИТСЯ! Хорошо бы поставить в этом месте вопрос - Почему (?), но рано, читатель не готов еще к ответу на этот вопрос. Осталось только с целью демонстрации эрудиции скороговоркой дать еще пару типичных ответов. 1. Честно больших денег не заработаешь. 1. Главное - быть культурным человеком. Если честно больших денег не заработаешь, то выходит наше общество устроено несправедливо? При всей демократии, правовом государстве, гаранте демократии - президенте и, бац, такая, извините фигня! Оказывается, честные люди своим ходом следуют во второй сорт? По поводу того, что ГЛАВНОЕ быть культурным человеком - стоит провести социологический опрос в старших классах. Чтобы вы выбрали - миллион долларов или быть культурным человеком? Если учителям средней школы как следует налить водки (чтобы на языке оказалось то, что у трезвого на уме), результаты опроса будут аналогичными результатам опроса школьников. Другого и быть не может, ибо, как бы учитель (или родитель) не скрывал свое истинное мировоззрение, дети все равно впитают то, что есть на самом деле, а не то, кем хотят взрослые казаться. Стоит еще сказать известный убийственный аргумент насчет культуры, ну например, что каждый (понимаете, каждый!) культурный человек должен прочитать Достоевского, иначе он просто не может считаться культурным человеком. Аргумент такой - Пушкин Достоевского не читал. Родился слишком рано. И что же, культурный он человек или нет? Если этого мало, то стоит спросить - а можно ли назвать Христа культурным человеком? Думаю, что мало кто откажет ему в этом гордом звании. Но тут такая закавыка, Христос 99 процентов того, что изучается в средней и высшей школе - не знал. Правда знал многое другое. То есть, как мы видим, альтернативы есть. Есть, согласны? Ну и чтобы закончить с культурой, напомню, что слово культура и культ однокоренные и есть несколько видов служителей культа. Священники - которые тоже не ответят на вопрос - ЗАЧЕМ ЦЕРКВИ? Разве Бог только в церкви пребывает? И учителя - которые не ответят на вопрос - ЗАЧЕМ ШКОЛЫ? Разве, чтобы там ценного не было, оно пребывает ТОЛЬКО в школе? Но вернемся к деньгам. На самом деле и это знает каждый успешный человек (или более узко, каждый успешный предприниматель) деньги есть следствие, а не причина успеха. Деньги - следствие успешно реализованного проекта. Ну, очевидно же. С чем тут спорить! И если типичный учитель или преподаватель скажет, что для того, чтобы реализовать некий проект, нужно написать бизнес-план и получить деньги на проект в банке или у спонсора, то он, разумеется, попадет пальцем в небо. Почему? Сколько процентов из тех, кто написал бизнес-планы - деньги получил? Думаю, меньше одного процента. И то, если начать разбираться, то выяснится, что причины получения кредита этим одним процентом, никак не связаны с качеством написания бизнес-плана. А каковы же эти НАСТОЯЩИЕ причины, знают ли те, кто уверены, что путь только один, бизнес-план, деньги и … И что и … ? А дальше как раз самое интересное. И самое трудное. Так как 80% и то на Западе пролетают как фанера над Парижем в первый год. И почему вы не попадете в эти 80%? Если не знаете, кто и почему пролетает, обязательно тоже пролетите. И вы видели не ответы даже, а хоть постановку этих проблем в средней или высшей школе? Я не видел. А если вам кажется, что вы видели, то вы заблуждаетесь, и проверить это легко. Берете некоторую сумму и начинаете ее вкладывать в соответствии с курсом прочитанным вам. Если не начинаете или вкладываете неудачно, то конспект можете выбросить на помойку. Или сжечь в своем камине, если он у вас, конечно, есть. А кстати, что вам мешает иметь камин, - недостаток образования? Вариант - НЕ НАЧИНАЕТЕ, который будет в 95 процентов случаях, - это очень СУЩЕСТВЕННО! Вы можете себе представить человека, которого научили шить, но он не знает как начать и потому не начинает? Или человека, которого научили столярному делу и он тоже не начинает, так как не знает, с чего начать? Если не знает с чего начать, то значит - НЕ НАУЧИЛИ! Не начинают потому, что сами чувствуют, что неуверенны, чувствуют, что пролетят. Вот почему не начинают. И потому будут тасовать варианты, рассуждать умно, но не приступят. Отговорки, конечно, найдут, мол, начального капитала нет, того-сего еще не хватает … Но и ведь найти капитал не могут - не дают им. Почему не дают? Потому, что предприниматель с опытом - обладатель капитала, он начинает с другого конца. Он вопрос задает сам себе такой, ну дам я этому человеку деньги, какова вероятность, что у него получится? Если учесть что у меня самого, хоть и опыт приличный, процент пролетов еще очень велик? Намного больше, чем хотелось бы. Ну и начинает проверять кандидата, как он, видит ли подводные камни, знает ли как их обойти. И очевидно, что даже кандидат экономических наук, а проверку типично не проходит. Кстати, и читать бизнес-план не будет этот предприниматель, зачем времени столько тратить. Задаст несколько вопросов и все ясно. Помните - деньги - это ПОБОЧНОЕ следствие успешно реализованного проекта. А где у этого кандидата опыт успешной реализации проекта, да еще под его руководством? Нельзя же диссертацию таким проектом назвать. Это, чистой воды игра в бисер, как сказал бы Герман Гессе. Очищенные от реальности мыслительные конструкции, которые к реальной жизни отношения не имеют. Поумничать, в отрыве от реальности, порассуждать вообще, кто не любит, а как насчет конкретного преодоления конкретных проблем? Извините за банальные примеры, но приходится элементарные вопросы ставить, упущенные (причем не случайно) системой образования. Как провести рекламную компанию, чтобы получить прибыль большую, чем вы потратили на рекламную компанию? Вы думаете, вас этому на каких-нибудь курсах маркетинга научат или слушание лекций в университете вам даст ответ на этот вопрос? Блажен кто верует. Даже опытные рекламисты с десятком лет опыта на рынке не возьмутся за эту задачу. Придите к ним и скажите, давайте на таких условиях работать, я вам ставлю задачу - прибыль вдвое больше затрат. НЕ ВОЗЬМУТСЯ! Так как НЕ уверены, что получится. А вы, значит, думаете, у вас дилетанта в этом деле, или у того кандидата наук, тоже дилетанта в деле реализации проектов, что выйдет? Но при этом, обратите внимание, каждый предприниматель, который еще не разорился, эту задачу так или иначе решает! Но вот КАК? Вы знаете? Вы не знаете. И никто не знает. Кроме предпринимателей. Я знаю как. Но тут вот какая проблема. До тех пор, пока вы служитель культа под названием "грудью стою за священное образование, зачем которое не знаю" - объяснить вам это не удастся. Вот такая аналогия. Как вы прекрасно знаете, что (ПЕРВОЕ) свежий воздух, солнце, прогулки, умеренные физические нагрузки способствуют здоровью. А (ВТОРОЕ) гиподинамия, отрицательные эмоции, пребывание в четырех стенах, отрицательно воздействуют на здоровье. Но как поступают умудренные опытом врачи, при первом ПОДОЗРЕНИИ в отношении, например, к беременным женщинам. Они их тут же кладут в больницу и далее, начинают давать, типа, на всякий случай, разные таблетки, а кто не знает, что это опасно для ребенка? Отрывают от привычной обстановки, рассказывают разные ужасные случаи из своей практики, из-за чего женщина начинает нервничать, и лишают движения. Лежи, мол, на койке, мало ли что. Ну и как совместить ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ подход? Они не совместимы! Современная медицина считает, что беременность - это болезнь. В которой сразу два пациента - мама и ребенок. И сразу относятся к беременности как к болезни. А если есть желание полечить, то найдут от чего лечить. Кто ищет, тот найдет. Само лечение (и сама обстановка, в которой оно производится) вредно, но в данном случае это почему-то игнорируется. Хотя еще раз повторю, что с тем, что, свежий воздух, прогулки, солнце, положительные эмоции полезны для здоровья никто (ВООБЩЕ) спорить не будет. Но в каждом конкретном случае, это не принимается во внимание.Так и по поводу денег и предпринимательской деятельности. Вообще, никто не будет спорить, что нужно думать своим умом, что, лучше первому что придумать, а не копировать лидеров рынка, нестандартное поведение, неординарный подход - это все необходимые условия успеха.Но КОНКРЕТНО, абсолютно всех прогоняют (или по крайней мере пытаются всех прогнать) через конвейерную систему образования, с тем, чтобы на выходе вышли стандартные образцы соответствующие образовательным стандартам. И как мы будем совмещать два этих подхода? Да никак! Они не совместимы! Нельзя рассчитывать, что человек, который месяцы проводит в больнице будет здоров. Ни кого еще гиподинамия, употребление таблеток на всякий случай, и медицинские ужастики здоровее не сделали. Может быть даже, что какую-то конкретную болезнь и вылечили, но в целом уровень здоровья, иммунитета становится неизбежно ниже. Так и с образованием. Может быть, даже и получает кто-то, какие-то (Какие? Нужные ли?) знания в школе. Но, то что в результате способность мыслить нестандартно и самостоятельно снижается - это сто процентов. Откуда возьмется умение мыслить самостоятельно, если в школе не мыслят, а заучивают чужие мысли. А мыслящий стандартно ( как большинство) пойдет стандартным второсортным путем. И у него даже и мысли не возникнет, по поводу альтернатив. Сказали, что начальный капитал нужен. АВТОРИТЕТНО сказали! Нет, начального капитала? Нет. Ну и не рыпайся. Вот когда будет начальный капитал, вот тогда и … А когда он будет - да никогда. Вот и все счастливо разрешилось. Осталось ждать пенсии. Ну намекну я сейчас об альтернативном пути, о создании своего дела с нуля, только намекну и что? А сразу посыпятся тучи аргументов, что это невозможно, что мне сказали, (кто сказал, тот у кого не вышло?) что это невозможно. Насчет тысячи аргументов, это конечно шутка. Аргумент вообще-то, только один. Я слабее обстоятельств. Само перечисление этих обстоятельств может отличаться, а мысль то одна. То-то и то-то сильнее меня и я беспомощная жертва этих обстоятельств. Могут еще рассказать, что есть тысячи путей, каждый человек идет своим путем и тому подобное. Врут. Большинство ходит одним путем. С работу и на работу. Ну или на службу. Меньшинство ходит, тем же самым путем. На работу в офис собственной фирмы. Туда-сюда, туда-сюда. Где вы тут видите тысячи путей? Еще могут сказать, что есть тысячи разных мнений, что у каждого человека свое мнение … Тоже врут. Мнений всего два. · Я не могу сделать то, что хочу по причине таких-то непреодолимых обстоятельств. · И я могу добиться всего, чего хочу, и преодолею все обстоятельства. И все. Есть еще бегуны от реальности. Которые хотят устраниться от реальности, которая им не нравится и оказаться в башне из слоновой кости, где творить в полной отрешенности. На самом деле они ходят тем же путем. На работу и обратно. На работу и обратно. Но чтобы вытеснить из своего сознания этот ужасный факт, они превращают эту работу в некое служение (чему?) или в некий, якобы, подвиг. Это, например, те же учителя и врачи. Лозунг жертв - если изнасилование неизбежно, - расслабься и постарайся получить максимум удовольствия. Именно это и пытаются сделать жертвы служения некоему долгу. На работу все равно ходить, так нужно притерпеться к ней. Поймите простую вещь. Никакой врач не заменит солнце, свежий воздух, чистую воду и движение. И никакой учитель (а особенно учитель-жертва) не избавит своих учеников от необходимости хождения на работу. Поймите ВЫНУЖДЕННОСТЬ РАБоты! ВЫНУЖДЕННОСТЬ! Это тоже крепостное право или обязательная трудовая повинность! И тут ваш ответ очевиден. Или вы скажете, что есть непреодолимые обстоятельства и нужно терпеть или скажете, а что же придумать, чтобы освободиться, от того, что меня вынуждают делать? Но дело в том, что человек, ВЫНУЖДЕННЫЙ ходить в школу, а потом в ВУЗ, так и не получив ответа, ЗАЧЕМ ему это делать, не способен практически возражать против того, что его вынуждают делать. Это как в истории про лошадь, которая всю жизнь, привязанная к рычагу водяного насоса, ходила по кругу и качала воду. Потом, она постарела, ее заменила молодая лошадь, а она, когда паслась на лугу, всегда ходила по кругу. Тот, кто привык, если простудился, ходить попариться в баньку, кто привык заботится о своем здоровье, с помощью пребывания на природе и двигаясь, будет так и поступать, тот кто привык, при первых же симптомах бежать в за таблетками - будет поступать так. Тот, кто привык делать, что скажут, а этому учат 10-15 лет и очень жестко, не может в один прекрасный день вдруг стать креативным и самостоятельным. Творчество, как известно, это не потребление продуктов чужого творчества, а создание своих. А школа - это место, где потребляют творчество авторитетов, с которым и школьнику и студенту спорить не положено. Разве что в порядке игры, у особо продвинутых учителей, в конце квази-дискуссии, учитель скажет, что и как правильно нужно понимать, а имитация дискуссии была нужна только для того, чтобы все равно принять мнение учителя. Теперь вернемся к задачке, как получить прибыли больше, чем потрачено на рекламную кампанию. Я несколько раз участвовал в качестве консультанта в предвыборных кампаниях и заметил очень простой феномен. Кандидат, который теоретически соглашается, что компания должна быть яркой, нестандартной, выделяющейся на обычном фоне, по факту, медленно, но верно, вымарывает из текстов ВСЕ (!) высказывания, которые чуть ярче обычной нудятины в стиле доклада ЦК КПСС "О положении в стране". И в результате самые яркие идеи отбрасываются, с помощью аргумента, ну это слишком, ну это чересчур. А дай ему прочитать аналогичный по яркости текст конкурента и он его и до половины не дочитает. Скучно. Но свой он читает тщательно, до конца, и тут же вымарывает то, что хоть как-то обратило на себя внимание. Теперь в этой связи, мне даже и нет смысла приводить примеры эффективных рекламных ходов. Вы их все равно зарежете. Можно в качестве демонстрации провести такой эксперимент. Дать знакомому школьному учителю эту книгу и какую-то книгу про школу, написанную в добротной, грамотной методической манере. И затем, через пару дней спросить мнение. Уверяю вас, о второй книге никто и не вспомнит - вам будут с возмущением говорить об этой. Можете еще спросить, какую начал ваш знакомый читать первой. Десять против одного, книга с таким названием "Школа. Пособие для слабоумных родителей" - конечно же, будет открыта первой. Появляется понимание, от чего зависит успех в рекламной кампании? От смелости, способности ОБРАТИТЬ НА СЕБЯ внимание. Ведь большинство людей не скажут ничего яркого, только потому, что побоятся стать заметным, а уж тем более вызвать осуждение. И опять я не скажу ничего нового, если напомню, что все новое и необычное вызывает у многих осуждение. Начиная с мини-юбок и кончая отказа от обучения в школе и ВУЗе. Так как большинство боится осуждения (а где как не в школе их этому научили), то они никогда не сделают ничего такого, чтобы выделило их из обычного среднего ряда. Результат обучения в школе печален. Есть книги, в которых публикуют высказывания детей от двух до пяти. Они говорят поразительные, парадоксальные вещи. Но нет книг с высказываниями детей от от 16-ти, до 18-ти, в этом возрасте подростки говорят уже одни банальности. Очевидно, что дети до пяти лет, более творческие, чем хорошо обученные школьники. Кстати, словосочетание "хорошо обученные", в среде предпринимателей употребляется в следующем, например, смысле. Пойдем, например, в ресторан, там есть специальные "хорошо обученные" люди, которые все что нужно нам принесут покушать. Ну и везде, где есть сервис, а где его сейчас нет, если что-то нужно, начинаешь взглядом искать этих "хорошо обученных" людей. Так что тут у нас деньгами? Примерно так: "Мне некогда думать о том, как заработать деньги, так как я каждый день хожу на работу." А хожу я на работу, так как меня ТОМУ научили в школе. А в школе мне некогда было думать о жизни, так как у меня было много уроков и дома нужно было делать домашние задания. А в отпуске и на каникулах я буду отдыхать от работы и школы и потому не буду ни о чем думать. Ну и последнее на сегодня. Говорят, что якобы в школе учат логически мыслить. Если бы это действительно было так, то это умение можно было бы наблюдать в жизни, чего не наблюдается. Умение мыслить, это не умение теоремы по геометрии доказывать, а способность понять ту мысль, что получение среднестатистического образования дает вам среднестатистический уровень конкурентноспособности. То есть на уровне средне-минимальной зарплаты. И если вы хотите чего-то другого себе или своим детям, вам нужно отстроиться от этой толпы среднестатистических клонов, которые штампуются на школьном конвейере. Имейте ввиду, что скачки в сторону, вроде элитарных школ, ничего не дадут, так как там преподается тоже самое. Тот же образовательный стандарт. Ни в одной школе или Вузе, людей первого сорта НЕ ГОТОВЯТ! Собственно пример логического мышления - это вся эта статья. Где я именно рассуждаю, а не ссылаюсь на авторитетов и некие загадочные научные исследования, которые что-то кому-то доказали. Если вы тоже начнете рассуждать, мыслить логически, а не просто повторять одни и те же высказывания среднестатистического обывателя, то я буду считать задачу этой книги выполненной. Давайте не будем пугаться, а смело рассмотрим альтернативу школе. И что еще важнее - альтернативу школьной программе. Которая совсем, ну совсем для меня НЕ ДОГМА. Давайте на минутку отрешимся от всего того, что есть и подумаем, а какой мог бы быть альтернативный подход? Радикально альтернативный. Проделаем такой мысленный эксперимент. В конце концов, это всего-лишь размышления, чего тут бояться? Вы подумайте, а я чуть позже предложу вам текст на эту тему, который написал еще пару лет назад. И мы с вами, сверим наши неординарные, нестандартные подходы. В данном случае, чем дальше от догм, тем лучше. Хорошо?
Странный вопрос о воспитании детей
Здравствуйте, Юрий и Жанна. Очень меня интересуют ваши идеи (методы, способы общения и т.п.) воспитания детей. Как вы их обучаете без школы, чему? Категорически согласен с тем, что в школе ребенка только портят. Ищу сейчас возможности снизить влияние школы на моего сына-второклассника. Решил, что радикальные методы - просто забрать из школы - пока неосуществимы, нужно провести много подготовительной работы - завербовать жену:) - чтоб прониклась идеей, поняла правду про школу, самому изменить мировоззрение, вырастить новую почву под ногами, почву, на которой буду растить детей, ведь есть еще дочь, и как замечательно было бы успеть нам с женой созреть до того момента, когда прийдет время отдавать (а точнее НЕ отдавать) ее в школу. Чтоб хватило решимости, уверенности, что мы сами сможем ее всему научить. Понятное дело, что начинать нужно с себя, и я уверен, что я уже начал. Морозы, поделитесь пожалуйста опытом, как вы пришли к тому, что бы не отдавать детей в школу. Ведь не сразу ж на такое решились, не в один день?! В нынешних условиях считаю ваш поступок подвигом. Без шуток. Вы творите новую реальность. И я хочу тоже :). И еще, скажите, не собирается ли Жанна открывать рассылку по воспитанию детей? С уважением, Сергей, Киев. Не собирается Жанна открывать рассылки, писать книги, давать консультации и так далее и тому подобное. Не собирается. И не соберется. По поводу ваших вопросов. Странно получать ТАКИЕ вопросы от читателей моих рассылок. КАКИЕ ЕЩЕ мои идеи вас интересуют? А ответить на ваши вопросы просто. Подумайте и САМИ ответьте, ЧЕМУ ЖЕ нужно учить и взрослых и детей и стариков? И когда ответите на этот вопрос САМИ, перестанете мне его задавать. Все что я пишу в этой рассылке, кстати, НА 100% применимо к детям. И по поводу слабоумия и по поводу болтовни бесцельной и по поводу неумения отличить главное от второстепенного и по поводу неумения ставить себе цели и достигать их. А откуда это все у взрослых. Из детства, разумеется. Из детства, когда слабоумные родители поощряют идиотские крики детей, идиотскую болтовню детскую, идиотскую бессмысленную активность, когда ребенок как мячик скачет из угла в угол, хватается, за одно, другое, третье, не закончив ничего хватается за четвертое … Откуда же при таком детстве возьмутся взрослые способно осознавать что и ПОЧЕМУ они делают именно сейчас? Вот вы, знаете, например, что школа вредна, а ДЕЛАЕТЕ ЧТО? Подумайте, почему вы ТАК себя ведете? Почему не делаете то, что считаете правильным? Вы заставляете сидеть своего ребенка за партой долгие часы, тратя время бессмысленно и бездарно и со вредом для его здоровья, физического и интеллектуального и душевного, а потом собираетесь уменьшить этот вред? Что за бред??? Зачем сначала наносить вред, а потом его уменьшать? Слабоумие прививается к детям. Родителями, в детском саде и в школе. Прививается тогда, когда инициируется БЕССМЫСЛЕННАЯ, НИЗАЧЕМНАЯ деятельность. Если ребенок бессмысленно заучивает знания, смысл и необходимость которых он не понимает и никогда, кстати, не поймет, то он закономерно становится убежденным информационным паразитом. Потреблять всегда и везде, не задаваясь вопросом - ЗАЧЕМ, ДЛЯ ЧЕГО, ЧТОБЫ ЧТО? Если ребенка постоянно заставляют что-то делать и он привыкает к тому, что всегда есть тот, кто скажет, ЧТО ДЕЛАТЬ, то на выходе мы получаем убежденного раба, который без хозяина делать ничего не может. Мне периодически пишут письма, мол, почему вы не предоставляете детям выбор, может они хотят в школу. Если это даже и выбор, то один раз. Потом, попав в школу, у них не будет ни единого выбора. А единственное что мы делаем, это всегда спрашиваем у детей, почему ты делаешь именно это и чего ты хочешь добиться, делая это? Если старшие, например, говорят, грубовато маме, мама - дай то-то, то в ответ получают вопрос. Ты чего хотел? Чтобы мама тебе это дала? Да, отвечает он. А ты что не понимаешь, что если ты будешь это говорить ВОТ ТАК, то ничего никогда не получишь? Ну и почему ты поступил вот так? По дурацки поступил? Почему ты сделал так, чтобы самому себе все испортить? И так во множестве ситуаций. Дурак этот тот, кто собственными действиями создает себе проблемы. И мы всегда обращаем внимание детей на то, когда они сами себе создают проблемы. А в отличие от искусственной школьной среды у нас идет реальная жизнь. В которой есть множество поводов для того, чтобы суметь проявить свой ум. Или же слабоумие. И в отличие от теоретизирования, например, по поводу логики, которой занимаются в школе, не применяя саму логику в школьной реальности, в нашей жизни логика ПРИМЕНЯЕТСЯ. Чтобы что-то сделать, это нужно делать в правильной логической последовательности. И вот для этого нужно ПОДУМАТЬ! Учесть все. Вместо того, чтобы рассказывать как сделать, мы спрашиваем, ты что хотел? Вот этого? Ну и как нужно это делать, чтобы можно было сделать? И думают сами. И по несколько дней думают. И вы знаете, если не считать детей дураками, не считать, что они придумать не способны, и давать им возможность придумать самим, то они придумывают! Что придумывают? А что вы придумываете в своей жизни сегодня каждый день? Подумайте САМИ! И если вы сами НИЧЕГО не придумываете, то вам мои ответы даже вредны. С какой стати, вы имеете право, с чувством превосходства давать своим детям задачки, которые получили от меня? Нет уж. Ищите в своей жизни возможность подумать и придумать. И тогда сможете этому и детей научить.
Продолжение, ШСД, Образование и воспитание, часть 2 >>>