В номере от 10 августа текущего года на страницах нашей газеты было опубликовано письмо пенсионера Григория Семеновича Костенко. Ветеран труда, он всю жизнь отдал работе в сельском хозяйстве, аграрной науке, работал на Северо-Кубанской сельскохозяйственной опытной станции Краснодарского НИИСХ имени П.П. Лукьяненко, расположенной в станице Ленинградской. Несмотря на весьма преклонный возраст, в следующем году Григорий Семенович отметит свой 90-летний юбилей, пребывает в неплохой физической форме. Не растерял интереса к жизни, до сих пор с удовольствием читает и художественную литературу, и прессу.
Много лет назад Григорий, уроженец хутора Желтые Копани, переехал в соседний район. Там он нашел работу по душе на опытной научной станции, окончил сельхозинститут, обзавелся семьей. Одним словом, обосновался в Ленинградской на долгие-долгие годы. Много воды утекло с тех пор, но свою малую родину, милые сердцу Копани, где прошли его босоногое детство и юность, не забывает. Потому любые новости из жизни родного хутора и района всегда узнает с особым трепетом и нежностью. Оказывается, Григорий Семенович – наш постоянный подписчик! Доставить газету в соседний район – дело хлопотное, но трудности его не останавливают. «Степную новь» пенсионер выписывает на адрес родни, проживающей в Староминской, а затем при случае родственники передают газеты в Ленинградскую. Григорий Семенович в курсе всех новостей района, но написать в редакцию решился впервые… И сразу же письмо, обращенное к землякам-староминчанам, нашло неожиданный отклик.
Спустя несколько дней после выхода материала в печать в редакцию обратился Василий Терентьевич Скоропад. Как оказалось, его друг детства и односельчанин! Выросшие на одном хуторе, знакомые с малых лет, они, как это иногда бывает, потеряли друг друга из вида на долгие годы. «Мы не виделись с Гришей Костенко целых 69 лет, - с волнением в голосе говорит Василий Терентьевич. – Знаете, я очень люблю передачу «Жди меня», где люди, потерявшие связь, находятся вновь. Слезы на глазах, когда видишь, как через многие годы все они встречаются в телестудии на передаче. Никогда и подумать не мог, что и мне придет весточка от кого-то из моих старых друзей. В следующем году нам с Гришей исполнится по 90 лет, наших ровесников из хуторян уже никого не осталось в живых... И вдруг такая радостная новость! Скажу честно, не поверил своим глазам, когда статью в «районке» увидел…»
После того, как Василий Терентьевич отыскал номер телефона Григория Семеновича, давние друзья наконец-то созвонились. Надо ли говорить, какая волна чувств и эмоций накрыла их в этот день… Бывает, не видишься с другом долгое время, а потом вдруг созвонился или встретился, и как будто не было всех этих лет безмолвия. Вы говорите так, словно и не расставались никогда, а воспоминания льются и льются бесконечной рекой…
«Наши семьи, Скоропады и Костенки, жили на хуторе и трудились бок о бок. Мы с Гришей, будучи пацанами, не только в казаки-разбойники играли да по улицам бегали, но и работали сызмальства в поле, припасывали скотину. На дворе 30-е годы были, тяжело приходилось, семьи у нас обоих были большие, прокормиться непросто, потому детвора начинала подсоблять родителям и в семь, и в шесть лет… Хорошо помню дядю Семена, отца Гриши, в колхозе нашем председательствовал, «Щербак» колхоз назывался… Он на хуторе порядочным, уважаемым человеком слыл, справедливым. Об этих людях, всей их семье у меня только теплые воспоминания».
Сам Василий Терентьевич вырос в семье, где было шесть душ детей, Вася - младшенький. Мама, Мария Карповна, трагически умерла во время родов в 1938 году… Целый год отец с детьми жили сами, старались выкручиваться, как могли, самостоятельно вели хозяйство, стряпали, топили печь. Чтобы очаг не потух, даже в школу братья и сестры ходили по очереди, дежурили у печи, постоянно подкладывали камыш и кукурузные початки, чтобы сохранить в доме тепло. А через год отец привел в дом новую жену, Ирину, которая сумела подобрать ключики к детским душам, истосковавшимся по материнской ласке. Эта женщина не побоялась войти в их семью и взвалила на себя все заботы, за что все шестеро приемных детей были безмерно благодарны Ирине Ивановне всю жизнь…
После окончания семилетки Василий поступил на курсы в Староминскую МТС, выучился на тракториста. В его трудовой книжке всего несколько записей, последняя – о принятии в колхоз «Нива Кубани». Там он добросовестно отработал 47 лет трактористом. Вместе с женой Ниной Никитичной подняли на ноги двоих сыновей. Сергей и Вадим получили высшее образование, выбрали основательные, «мужские» профессии. Вадим – инженер, Сергей - подполковник внутренней службы, более 30 лет отдал пожарной службе. По стопам отца пошел и сын, Вадим Сергеевич, ныне он возглавляет отдел государственного пожарного надзора в Староминском районе.
Да и дед, как говорится, не из робкого десятка - в свои 89 лет до сих пор в строю. Живет сейчас один, по соседству с сыном, но обузой никому быть не желает - со всеми делами в быту справляется сам. Да еще успевает управляться в огороде, держит птицу! Овощи, фрукты, мясо на столе у него собственного производства, еще и родню угощает. «На месте не сижу, не привык, да и когда сидеть, ведь дел столько! - улыбается на прощание Василий Терентьевич. – Здоровье, конечно, уже не то, что раньше, но потихоньку двигаемся. Вот теперь у меня новое дело – думаем с Гришей увидеться, погостить друг у друга. Он в Ленинградской живет, я - в Староминской. Но встретимся в ближайшее время непременно, почти семьдесят лет не виделись...»
Мария ПИЛЮК, фото автора.