Задушевное письмо прислал в редакцию газеты наш земляк Григорий Семенович Костенко. Родился он в хуторе Желтые Копани в 1930 году, вырос на глазах хуторян, учился, трудился в колхозе. В дальнейшем судьба «забрасывала» его в различные районы Союза, довелось служить нашему земляку на испытательном атомном полигоне в Оренбургской области. Г.С. Костенко – ветеран подразделений особого риска, имеет номерное удостоверение от Министерства обороны РФ. В последние годы проживает в ст. Ленинградской, но при этом сохраняет тесные связи с родственниками и знакомыми в Староминском районе, регулярно бывает на своей малой родине.
«Держу в руках подарочное издание книги-альбома «Староминская сердцу близкая», и на глаза наворачиваются слезы, - пишет он в своем письме. – На страницах книги – множество знакомых имен: родственники, друзья-ветераны, соратники. Выражаю искреннюю признательность инициаторам и авторам этой книги, лично В.А. Соколову за ее создание…
Надо знать свое прошлое, гордиться им, учитывать уроки истории в настоящем и будущем. Да, наши предки жили трудно, но они внесли достойнейший вклад в развитие Кубани. Много трудились казаки, несли при этом службу «на линии» и в войске по месту жительства. Помню рассказы своего деда о том, как воевали староминские казаки с турками и персами, защищали земли вокруг горы Казбек и в Закавказье.
Они пришли на Кубань из Запорожской Сечи и Приднестровья, обживали дикие просторы, строили куренные селения, из которых потом выросли красивейшие станицы – с широкими улицами, площадями, цветущими садами. Среди окружающих станиц именно Старо-Минская отличалась в начале XX века лучшими садами. Прекрасные сады были и у моих дедушек - Владимира Семёновича Костенко и Никиты Семеновича Билыка, располагались они в «четвертом квартале» по улицам Кубанская, Ярмарочная и Западная. А какие многодетные семьи были у наших дедов! Всех вырастили, подняли на ноги.
В дальнейшем на долю наших родителей пришлось еще более трудное, переломное, порой трагическое время. Мой отец, Семён Владимирович Костенко, окончил три класса церковно-приходской школы, но при этом всю сознательную жизнь занимался самообразованием. Отслужив в 1921-1923 годах в Красной армии, получил надел земли, на котором работал до 1930 года. Дополнительно уходил «в «наймы» - на ссыпку к богатому станичнику. А когда началась коллективизация, передал свою землю и имущество в колхоз. Как и большинство казачьих семей.
Сейчас принято ругать колхозы, однако, объективно говоря, это был большой шаг вперед в части организации труда, повышения его эффективности. Колхозники сообща строили фермы и птичники, выращивали овощи, разводили пчел. В 1932 году моего отца земляки избрали председателем колхоза им. Щербака. Затем был голодомор, от последствий которого староминчане оправились только к 1935 году, когда стали получать стабильные урожаи.
Государство старалось облегчить жизнь сельчан. В нашем районе создавались МТС, заменявшие конно-ручные работы, стабилизировалась оплата по трудодням (зерно, подсолнечник, масло, овощи, мед). Помимо натуроплаты, по итогам хозяйственного года выплачивались деньги. Большое внимание уделялось в те годы выращиванию овец, производству овечьего сыра, селекционной работе, улучшению пород колхозного стада, выращиванию донских скакунов для фонда РККА. Всегда наготове были военные брички и сбруя для лошадей.
Экономическое состояние колхозов постепенно укреплялось. Приобретались грузовые автомобили ГАЗ-АА и ЗИС-5, ветродвигатели. В 1937 году в нашем хуторе вырастили высокий по тем меркам урожай озимой и яровой пшеницы. На каждый трудодень выдали по 16 кг зерна, при этом большинство колхозников зарабатывало от 350 до 1000 трудодней в год, поэтому имело возможность продать государству излишки зерна по более высоким закупочным ценам. На «хлебные» деньги приобретались (опять же по сниженным ценам) необходимые промышленные товары.
К 1938 году мой отец С.В. Костенко без отрыва от производства закончил Краснодарскую краевую сельскохозяйственную школу, и его по рекомендации райисполкома избрали председателем правления колхоза им. Тараса Шевченко в х. Желтые Копани. Здесь тоже было много работы: начали внедрять в производство новые культуры – хлопок, ляллеманцию, сахарную свеклу. Силами колхозных мастеров построили мельницу, новый полевой стан. А какие замечательные праздники проводили совместно колхозники – Новый год, 7 ноября, 1 мая, 8 марта... С поздравлениями и подарками. Лучшим работникам стали выделять путевки для поездок на ВДНХ в Москву, и при этом все затраты оплачивал колхоз.
Помню, как в 1940 году тракторная бригада нашей Новоясенской МТС пополнилась новыми тракторами ХТЗ и гусеничным С-60. Они заменили 15 конных плугов, 60 голов быков и лошадей, а также 30 работников на пахоте полупара и зяби. Многие полевые работы были механизированы. В масштабах страны ставилась вполне осуществимая задача собрать 8-9 миллиардов пудов зерна. Наши колхозы вплотную приблизились к урожайности в 100 пудов с гектара. Однако ход мирного созидательного труда нарушили фашистские дикари, развязавшие оголтелую агрессию против страны Советов…
Станичники и хуторяне грудью встали на защиту родной земли. Только из Желтых Копаней на фронт ушли 76 мужчин 1898-1926 годов рождения. 54 из них с войны не вернулись. Наш святой долг - помнить и не забывать имена наших защитников. Погиб 1 декабря 1941 года под Ростовом-на-Дону наш отец – Семен Владимирович. У него, как председателя колхоза, была бронь, но он записался добровольцем вместе с товарищами в 183-й кавалерийский полк. Не вернулся с войны наш хуторской кузнец Макар Николаевич Пилюк. Погибли в боях братья Гагай – Михаил Андреевич и Григорий Андреевич, братья Иващенко - Григорий и Георгий, братья Кожушние – Павел и Иван.
Не вернулись с фронта наш первый комбайнер Стефан Денисович Пыдык и его брат Николай. Не дождались родные с войны и других братьев Пыдык – Григория и Ивана. Погибли наши активные колхозники, настоящие патриоты Семен Бондарь, Иван Булатецкий, Александр Галась, Евдоким Зиненко, Григорий Петренко, Петр Архипович Кожушний. Навеки остались на сопке Героев на «голубой линии» молодые хуторские парни Александр Кононенко, Иван Мороз, Михаил Телегин, Петр Попов… Погиб под Варшавой в 1944 году Василий Иосифович Кузьменко. А также бригадир тракторной бригады Федор Мачуха. На разных фронтах войны полегли, защищая Родину, Александр Черкасов, Василий Пятак, Пантелей Сухонос, Георгий Федорченко, Петр Цыгикало, Константин Шумилин, Семен Юдин, Василий Волик и другие «копанцы».