Любимый миллионами телезрителей актер Борис Георгиевич Невзоров в мае приедет в Староминскую. На четыре дня, которые он пробудет в станице, запланирована насыщенная культурная программа как для самого артиста, так и для жителей района. А пока мы знакомим наших читателей с биографией знаменитого земляка.
ИЗ ДРАМКРУЖКА В «ЩЕПКУ»
Родился он в Староминской 18 января 1950 года. Его отец занимал ответственный пост в партийной иерархии, мать была простой домохозяйкой. Кроме самого младшего Бориса, в семье уже подрастали четверо детей – два сына и две дочери. Здесь они прожили несколько лет, а потом отца перевели на новую работу в Астрахань. В этом городе будущий актер пошел в школу и увлекся театром. Первый восторг мальчик испытал после посещения ТЮЗа, где увидел спектакль «Кот в сапогах». Ему так понравилось, что он придумал ставить его дома, задействовав при этом старших братьев и сестер. Боря знал наизусть все партии, привлек друзей и уже с ними во дворе смастерил настоящий театр: там была и сцена, и прожектора-лампочки, и, конечно же, реальные зрители. Одно время он ходил на занятия драмкружка, но когда перешел в другую школу, о них пришлось забыть.
В старших классах Борис принял решение связать свою жизнь с медициной и даже стал готовиться к поступлению в соответствующий вуз. Но когда однажды он оказался рядом со своим любимым ТЮЗом, то не смог удержаться от соблазна и зашел. Режиссер не отказался прослушать парня и после исполнения небольшого стиха пригласил его работать, но только на второстепенные роли. Тогда окончательно Невзоров и определился с будущей профессией.
Получив школьный аттестат, молодой человек поехал в Москву и с первой попытки стал студентом Щепкинского училища. После второго курса он решил перевестись, и получал актерскую профессию в Школе-студии МХАТ. Диплом института Борис получил в 1975-м году и устроился на службу в Новый драматический театр.
МАЛЫЙ ОТКРЫЛ ДВЕРИ
Подмосткам этого театра актер оставался верным семь лет. Именно на этой сцене раскрылся его талант, он состоялся, как артист, набрался знаний и опыта. И естественно, обзавелся первыми поклонниками.
В 1984-м его пригласили в театр им. Моссовета, он согласился, но сотрудничество длилось всего два года. Невзоров снова ушел на сцену родного театра. В 1993-м Борис перешел в московский драмтеатр им. Станиславского. Этой сцене он отдал семь лет и был задействован во многих постановках. Самой запоминающейся работой стал спектакль «Мещанин-дворянин» режиссера Семена Спивака, в котором сыграл Журдена и получил за это премию им. Смоктуновского.
В 2005-м году Борис Невзоров перешел в труппу Малого театра и не пожалел о своем решении. Ему дали роли в постановках «Свадьба, свадьба, свадьба!», «Волки и овцы», «Дон Жуан», и артист справился с ними просто блестяще. Спустя четыре года был задействован в антрепризе постановки «Западня». Он получил звание Заслуженного, а позже и Народного артиста РФ. Сейчас преподает актерское мастерство в ГИТИСе.
КИНОГЕРОЙ
В кино Невзоров стал сниматься с 1975 года. Его, тогда еще начинающего артиста, пригласили сразу на роль главного героя в картину «Дорога». Зрителям фильм понравился, а вот партийные чиновники были совершенно другого мнения. Итог оказался не очень хорошим, Борису на протяжении двух лет не предложили ни одной роли.
Следующей его работой стала лента «Маршал революции», где он перевоплотился в Блюхера. Ему повезло, именно артиста с такой внешностью искал Сергей Линков, режиссер этого фильма. Картина вышла на экраны в 1978-м и стала началом «возрождения» Невзорова как артиста. Благодаря внешнему сходству с персонажем Борису удалось получить и роль в картине «Главный конструктор», где он сыграл Михаила Кошкина, создателя танка Т-34.
Настоящий успех пришел к артисту в 80-х после выхода на экраны фильмов «Россия молодая» и «Говорит Москва». За роль Ивана Рябова Невзоров был награжден Государственной премией РСФСР им. Васильевых. За работу во второй ленте его удостоили Серебряной медали им. Довженко. Фотографии артиста украшали обложки журналов. Картина «Россия молодая» самая любимая у него. Во время съемок он сам выполнял все трюки, ведь в детстве серьезно увлекался парусным спортом.
Большинство известных режиссеров считали за честь работать с Невзоровым. Он получил роль в картине «Найти и обезвредить», где его персонаж москвич Федор вместо того, чтобы отдыхать в отпуске, гоняется за преступниками. Потом были съемки ленты «Без особого риска», в которой он перевоплотился в капитана Грановского. Роль центрального персонажа артист сыграл в фильме «Жил-был Петр».
Бориса продолжали приглашать на роли главных героев, и в 80-е его фильмография с каждым годом становится больше на несколько картин. Он участвовал в съемках картин «Первый парень», «Степная эскадрилья», «Красный цвет папоротника». В 90-х, когда в кинематографе начался резкий спад, Невзоров продолжал сниматься. В эти годы на суд зрителей были представлены работы «Овраги», «Все впереди», «Черный аист», «Убийство в Саншайн-Менор».
В 1993-м он попробовал свои силы в режиссуре - снял картину «У попа была собака». Артист решился на это только ради своей супруги Анастасии, которая после рождения дочери никак не могла вернуться в профессию - типаж романтических героинь в то время стал невостребованным.
В 2000-х артист также нашел себе применение. Невзорова постоянно приглашают на съемочную площадку сериалов. Первый раз его позвали на съемки сериала «Простые истины» на роль директора школы. После этого в копилке Бориса сериалы появлялись с завидным постоянством. Он сыграл в «Дорогой Маше Березиной», «Каменской», «Хозяйке тайги» и еще очень многих, которые пришлись по душе зрительской аудитории. У него практически нет отрицательных персонажей, его герои - сильные и смелые личности.
В 2011-м артиста пригласили на съемки картины «Операция «Горгона», где он примерил на себя роль командира партизанского отряда. После этого Борису предложили роли в лентах «Моя большая семья» и «Совет да любовь». Образы полковников достались артисту в многосерийных проектах «Захват» и «Майор». Потом он получил «повышение», и в следующем фильме «Манекенщица» уже стал генералом. Приходилось Невзорову играть и отцов, в частности, в ленте «Личное дело» он стал отцом судьи Емельяновой, которую сыграла Анна Гарнова.
НА ЛИЧНОМ
Первый раз Невзоров серьезно влюбился в свою однокурсницу Аллу Панову, с которой они учились в Щепкинском училище. Их отношения не имели продолжения, потому что Борис перешел в Школу-студию МХАТ и встретил свою будущую жену. Девушка Марина еще училась в школе, и Борис терпеливо ждал, пока ей исполнится восемнадцать. Они поженились и прожили вместе одиннадцать лет. У них родился сын, которого назвали в честь отца - Борисом. Однако счастливым этот брак не стал, и супруги подали на развод.
В 1982-м, году он встретил актрису Анастасию Иванову. Они познакомились на съемках картины «Не могу сказать «прощай». Роман был очень бурным и стремительным. Вскоре у них родилась дочка Полина. Она хотела продолжить дело родителей, но отец сумел отговорить ее, и девушка пошла в медицинский. Несколько лет назад она осчастливила актёра первым внуком Захаром.
Летом 1993-го жена Бориса была убита в их квартире. Вскоре следствие вышло на след убийцы, которым оказался родственник их покойного друга. До этого он уже успел отсидеть в тюрьме за аналогичное преступление… Эта трагедия сильно повлияла на Невзорова. Он бросил работу, не отвечал на телефон, не хотел никого видеть. Однако жизнь взяла свое, и спустя несколько месяцев он вернулся на сцену и в кино.
Судьба снова свела Бориса с Аллой Пановой, в которую он был так страстно влюблен с первого курса «Щепки». Они встретились в Сочи, где артист находился на съемках. Он понял, что чувство к ней не остыло. У Аллы тоже не сложилась семейная жизнь, после потери супруга она осталась одна с сыном. Они решили сойтись и на протяжении четырех лет были счастливы. Пока не разразился скандал из-за новой любви Невзорова – Елены Хрипуновой. В настоящее время Борис счастлив в новой семье. Жена артиста не имеет отношения к искусству, Елена – бухгалтер по образованию.
ЛЮБИМЕЦ ПУБЛИКИ
С 2005 года работает в Малом театре. На старейшей российской сцене он исполнил ряд значительных ролей русского классического репертуара. Это Ляпкин-Тяпкин («Ревизор» Н.В.Гоголя; работа принесла артисту Премию Правительства России), Василий Шуйский («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А.Н. Островского), Лыняев («Волки и овцы» А.Н. Островского), Чубуков («Свадьба, свадьба, свадьба!» по А.П. Чехову), Сатана («Дон Жуан» А.К. Толстого), Ванюшин («Дети Ванюшина» С.А. Найдёнова), Неизвестный («Маскарад» М.Ю. Лермонтова). В исполнении каждой из этих ролей присутствует свойственная Борису Невзорову художественная смелость и творческая фантазия. Его Василий Шуйский из коварного интригана превращается в патриота России, наделённого политической мудростью и проницательностью. А Лыняев, которого мы привыкли представлять инертным увальнем, оказывается в его подаче полным сил мужчиной, способным безоглядно увлечься.
В последние годы зрители смогли также оценить его работы в картинах «Динозавр», где он снова примерил на себя генеральский мундир, «По ту сторону смерти», в которой снимался на пару с Сергеем Гармашем и Светланой Ходченковой. Пригласили Бориса и в ленту «Журавль в небе», в которой рассказывается о судьбе летчицы-испытателя Аси Солнцевой.
В 2017 году Невзоров получил роль, о которой мечтал долгие годы, – короля Лира в одноимённой трагедии У. Шекспира: «Моей основной задачей было сыграть Лира таким, чтобы он затронул душу. Чтобы получилось не что-то отстранённо-философское, а история про нас. Чтобы зрители ощутили, что мы пропускаем через себя и выплёскиваем в зал. Нам было важно показать: за трагедией Лира стоят живые люди».
Борис Невзоров наделён уникальным положительным обаянием. Кажется, что любой персонаж в его исполнении будет вызывать у зрителей симпатию. Это качество, в сочетании с ярким сценическим темпераментом, чувством юмора и, конечно же, виртуозным владением профессией, делает Бориса Георгиевича одним из ведущих артистов прославленной труппы Малого театра. Актёр великолепных природных данных, необоримого обаяния и сильного темперамента, всегда правдивый и органичный, Невзоров много и успешно снимается в кино. Он подлинный любимец публики.