|
Поверить в себя Никто не застрахован от потери рабочего места. И даже если вы идеальный работник, нет гарантии, что компания, в которой сотрудники коллектива стали почти как родные, вдруг не разорится. Также вы можете попасть под сокращение штата… Да мало ли из-за какой неприятности можно потерять рабочее место. В любом случае, оставшись без работы, без любимого и ставшего привычным дела, люди выпадают из привычного ритма жизни. У многих после этого невольно опускаются руки, развивается бессонница, мучают головные боли, нападает глубокое безразличие ко всему, что недавно было значимо. Наступает депрессивное состояние. Бороться со стрессом при потере работы можно и нужно, – считают специалисты Центра занятости населения Староминского района. Чтобы помочь безработным повысить адаптацию к существующим условиям, снизить актуальность психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации, в службе занятости предусмотрена услуга по психологической поддержке безработных граждан. Забегая вперед, можно сказать, что работа в этом направлении дает положительные результаты.
ВСЁ В ВАШИХ РУКАХ В качестве примера эффективно оказанной психологической поддержки можно отметить трудоустройство безработного П.Г. В апреле он вынужден был уволиться в связи с истечением срока договора. Сельским жителям всегда сложно устроиться на работу, к тому же, если ты по профессии водитель, а возраст предпенсионный. В беседе с консультантом центра занятости мужчина признался, что «работать уже устал», предложений нормальных нет, здоровья соревноваться с молодыми – тоже, жить не на что. У человека было одно лишь желание – поскорее выйти на пенсию. Неуверенность в завтрашнем дне, постоянное ощущение тревоги привело безработного к консультанту службы занятости. Во время консультации при обсуждении возможных вариантов выхода из создавшего положения и снижения актуальности психологических проблем, мешающих трудоустройству, с клиентом был проведен тренинг с выполнением релаксационного упражнения «Пресс» и даны рекомендации по повышению самооценки и снижению уровня тревожности. Помимо этого, для дальнейшей самостоятельной работы над собой ему была предложена специальная методическая литература: брошюра «Все в Ваших руках» и подборка буклетов: «Как развивать веру в себя», «Снимаем тревожность», «Пути преодоления стресса» и «Учимся мыслить позитивно», помогающие поверить в себя и вновь обрести работу. После консультации он воспрянул духом. Используя полученные рекомендации, составил план своих действий по трудоустройству на предприятия. Но, даже имея на руках направления на работу, все еще «комплексовал», был не уверен, что его возьмут из-за возраста. Однако через две недели он сообщил о трудоустройстве. - Практически у всех обратившихся за услугой по психологической поддержке безработных граждан мы отмечаем высокий уровень тревожности и сниженный уровень самооценки, – считают руководитель Центра занятости населения Староминского района А. Дубровин и его заместитель Т. Водолагина. – Особенно, если поиск работы длится более полугода и не приносит положительных результатов. Неопределенность в жизни доставляет особый дискомфорт, сбивает человека с толку, мешает успешному поиску работы. Мы проводим как групповые, так и индивидуальные тренинги. Учим людей расслабляться, верить в себя, ставить перед собой реальные цели и помогаем планомерно их достигать, используя различные диагностические и коррекционные методики. Консультация психолога реально позволяет людям поверить в свои силы, морально подготовиться к поиску новой работы. Примечательно, что многим клиентам рекомендации, полученные в ходе консультации, помогают не только в поиске новой работы. Они становятся намного активнее в жизни, делятся знаниями со своими близкими, знакомыми и другими безработными. За девять месяцев текущего года самостоятельно обратились за получением услуги по психологической поддержке 32 человек, а получили консультацию - 123. Ежегодно наибольшее число обращений за услугой по психологической поддержке приходится на январь-март, что связано в первую очередь с тем, что именно в этот период наблюдается уменьшение числа вакансий, снижение объемов производства, уменьшение платежеспособности населения, в основном, из-за сезонного характера работ в районе. Именно на этом фоне у безработных отмечается повышение уровня тревожности, снижение стрессоустойчивости, появление ощущения неуверенности в себе и как результат - снижение мотивации к труду. Стоит помнить, что потеря рабочего места – это хоть и неприятная, но решаемая проблема. И если у вас опускаются руки – не отчаивайтесь, обращайтесь в службу занятости. Здесь вам не только помогут найти работу, но еще и расскажут, как это сделать быстрее и эффективнее. Подробности по телефону 5-87-09.
НЕ ВЕШАЙТЕ ЯРЛЫКИ То, что мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Некоторые привычные всем слова и фразы, по сути, - ярлыки и оскорбительные стереотипы. И даже если человек считает себя воспитанным и деликатным, не лишним будет прислушаться к рекомендациям о том, что нужно принимать во внимание при общении с людьми, имеющими те или иные формы инвалидности. При общении с людьми с ограниченными возможностями здоровья следует избегать слов, которыми вы можете невольно оскорбить их. Некоторые слова и выражения невольно вызывают негативные ассоциации и закрепляют стереотипы, которые дискриминируют и изолируют инвалидов от общества. «Жертва», «прикован»… Эти и подобные выражения ассоциируются с образом вечно несчастного и беспомощного человека. Они не только могут ранить, но и лишить возможности верить в свой потенциал. Однако выделять его из всех и делать акцент на его инвалидности («С него нужно брать пример здоровым!») тоже недопустимо. Так вы незаметно для себя впадаете в покровительственный тон. К сказанному стоит добавить, что, стремясь к аккуратности и корректности, лучше избегать обобщений и предположений.
ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ЭТИКЕТА Эти правила используются работниками общественных служб США. Они составлены Карен Мейер из Национального Центра Доступности США. 1. Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре. 2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку - даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку - правую или левую, что вполне допустимо. 3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь, и назвать себя. 4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если Вы не поняли, не стесняйтесь - переспросите. 5. Обращайтесь со взрослыми инвалидами как со взрослыми. Называть людей по имени или на «ты» можно, только если вы хорошо знакомы. 6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске - то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска - это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует. 7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы поняли, если на самом деле это не так. 8. Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову. 9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, сигареты, руки) не мешало. 10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом?..» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать. Не смущайтесь столь обширному списку того, что правильно, а что неправильно. Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл и способность к сочувствию. Будьте спокойны и доброжелательны. Если не знаете, что делать, спросите об этом своего собеседника. Не бойтесь задеть его этим: ведь Вы показываете, что искренне заинтересованы в общении. Если Вы стремитесь быть понятым - Вас поймут. Не бойтесь шутить. Шутка, тактичная и уместная, только поможет наладить общение и разрядить обстановку. Относитесь к другому человеку, как к самому себе, и точно так же его уважайте - тогда все будет хорошо. Е. КОНОВАЛОВА. |
|