Материал «Старость как вина», опубликованный недавно в районной газете, вызвал у меня бурю эмоций. Да, стариков нужно уважать. Но они в свою очередь должны уважать общество, в котором живут – своих детей, внуков, развиваться и адаптироваться к новым условиям. В транспорте пенсионеры требуют уступить место, к врачу в поликлинике из-за них не попадешь - очередь сплошь из стариков, а ведь им можно и на дом доктора вызвать. Так нет же, они ходят в общественные места не столько по необходимости, сколько ради развлечения, чтоб обругать современный строй и правительство, пожаловаться на свои проблемы и, обязательно, – на маленькую пенсию. Но ведь она у них не такая уж и низкая, просто соблазнов в современном мире появилось больше, а соответственно, на них и деньги требуются. Если же вспомнить, рабочий день у большинства из того поколения был восемь часов, плюс ко всему - путевки на отдых и лечение по льготным ценам. А сейчас, чтобы все это иметь, наши дети и внуки вынуждены работать больше.
За границей проще: в старости родители живут в домах престарелых, хосписах, общежитиях, а не со своими детьми. У нас же почти каждая вторая семья вынуждена досматривать кого-то из своих престарелых родственников. И в доме начинается ад: молодое поколение вынуждено терпеть все капризы и стенания стариков, которые с возрастом становятся раздражительными и нервными. Определить больного и немощного человека в специализированное учреждение не так-то просто. И больше нет у молодежи времени на личную жизнь, а некоторые вынуждены и работу оставить, ведь сиделка не каждому по карману.
И чем же у наших стариков старость несчастливая? Пенсия у некоторых гораздо выше работающих. Вот и носит почтальон с зарплатой в 5 тысяч рублей пенсию в 15-20 тыс. рублей. А у кого пенсия маленькая, те, значит, в свое время работали на низкооплачиваемой должности. И кто же им мешал развиваться, стремиться к большему. Кстати, принят закон о том, что в объявлении о приеме на работу теперь нельзя указывать возраст потенциального работника. Но если предприятие развивающееся – на нем нет места людям предпенсионного возраста. Скорость реакции, способность к обучению, выносливость у пожилых уже не те. Сегодня лишь единицы из стариков сохранили активную жизненную позицию, построили свое дело, продолжают трудиться, не озлобились на всех и всё. И такие люди заслуживают уважения.
Не старики наше будущее, а старость. И к ней нужно готовиться заранее, чтоб не быть обузой обществу, семье, государству. Мне уже тоже под шестьдесят лет, и то, о чем пишу, выстрадано и выношено в сердце и в голове.
С уважением, Е. Колодина.
ОТ РЕДАКЦИИ: признаться, это письмо вызвало неоднозначную реакцию. С первых же строчек казалось, что его автор - человек молодой, ещё не хлебнувший жизни, потому и хотелось все его выпады в адрес старшего поколения списать на так называемый юношеский максимализм. Но каково же было удивление узнать, что написал его человек пенсионного возраста. И кто или что заставило его сделать подобные выводы о своих ровесниках - не нам судить, обстоятельства в жизни бывают разные. И такое мнение вполне имеет право на существование. Вот только несколько слов в защиту стариков все же хотелось бы сказать.
БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ
Неужели поколение, пережившее войну и победившее в ней, не заслужило хотя бы грамма уважения в виде свободного места в транспорте? Разве плохо, что пожилые люди ещё в состоянии сами прийти в поликлинику на приём к врачу? Не проявление ли это у них той самой самостоятельности и жажды жизни, о которой все время пишет уважаемый автор письма. Вы бы еще вспомнили Древнюю Грецию с её варварскими обычаями всех больных и стариков сбрасывать в море со скалы.
Пенсию в около 20 тысяч рублей получают лишь ветераны войны, коих сейчас остались единицы. Построить же собственное дело в преклонном возрасте по силам только тем, кто в свое время занимал хороший пост с весомым окладом или имеет крепко стоящих на ногах детей, способных ему помочь в этом.
«Досматривать» престарелых родственников или нет - конечно, личное дело каждого. Никто не спорит, что уход за пожилыми людьми требует больших моральных и физических сил. Но, отдавая своих мать, отца, бабушку или деда на опеку государству или, что того хуже, оставляя на произвол судьбы, всегда стоит быть готовым к тому, что твои собственные дети поступят с тобой таким же образом. И это будет вполне справедливо.
Пока мы молоды, здоровы и полны сил, о том, какой будет наша старость, задумываемся нечасто - кажется, что вся жизнь ещё впереди. Но годы идут быстро, приходит та самая старость, а ты по-прежнему хочешь жить, радоваться и любить - и в 60, и в 70, и в 80 лет. И не меньше, чем в двадцать, скорее - с ещё большей жаждой и отчаянием. Старость ещё никого не миновала, так стоит ли пенять на нее?
М. ПОПОВА.