|
Во все времена любой авторитарный или тоталитарный режим переписывал историю под себя, исходя из стоящих перед этим режимом целей и задач. Наверное, поэтому Россию называют страной с непредсказуемым прошлым... И вот опять учёные поставлены перед непростой задачей – создать для средней школы единый учебник по истории, который бы не имел «внутренних противоречий и двойных толкований». Именно с таким предложением выступил В.В. Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям 19 февраля 2013 года. Как же быть, если наша история последние пять веков, начиная с Василия III и заканчивая Б.Н. Ельциным, – это одни сплошные противоречия?! Как же можно однозначно трактовать завоевание Иваном IV Казанского и Астраханского ханства? Как освещать две чеченские войны при Ельцине и Путине? А уж при Сталине сколько было!.. Министр науки и образования России Дмитрий Ливанов – зампред рабочей группы по подготовке учебника – сказал: «История – это основа для национальной идентичности граждан. Представление о прошлом, полученное в школьном возрасте, закладывает фундамент для будущей гражданственности и патриотизма. В этом смысле роль школьного исторического образования очень велика, её трудно переоценить». Очень точные, верные слова. Но напрашивается аналогия с событиями 80-летней давности, когда 15 мая 1934 г. принято совместное постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О преподавании гражданской истории в школах СССР». От авторов учебников требовалось пересмотреть не только роль личности в истории. История возвращалась на передний план, как эффективный катализатор патриотических чувств. Но кампания, призванная обеспечить решение важной политической задачи, неожиданно прервалась. Популяризацию на страницах учебников партийных и государственных деятелей, ставших известными за первые 15 лет советской власти, новых героев из рабочих и крестьян, выдающихся большевиков из старой гвардии прервал «Большой террор». Чистки и репрессии 1936–1938 гг. обрушились на советский пантеон героев. Налицо был ошеломляющий провал новой пропагандистской линии. Свидетельствуют об этом и слова ветерана советского торгового флота, вспоминавшего после войны, что он начал терять веру в середине 1930-х гг. Причиной тому было изобличение героев советского пантеона и в особенности «…расстрелы, суды над такими людьми, как Тухачевский, Бухарин и Зиновьев. Но как можно в это поверить? В один день — их портреты на стенах школ и в учебниках. На следующий - нам говорят: они враги народа. Вот, например, с Тухачевским, как сейчас помню: прихожу в школу, а кто-то снимает его портрет. Потом все мальчишки выцарапывают его фотографию в учебниках и карябают разные ругательства на его счёт. И я задумался, как такое могло случиться, как такое может быть?» Конечно, критиковать легко. А какие будут предложения: ведь создавать учебник по требованию правительства все-таки придётся? Оптимальным решением может служить формат энциклопедий: даты, имена, цифры, факты, события, цитаты из документов и т. д. И обязательно после каждой темы должно приводиться множество ссылок на первоисточники, документы, книги, статьи, фильмы, откуда можно почерпнуть всю дополнительную информацию по конкретной теме. Если ученик пытливый, то ему самому захочется глубже разобраться в сути вопроса. А равнодушного ученика и палкой не заставишь самостоятельно изучать и анализировать предмет. Такому нужны только минимальные знания истории, чтобы не делал таких ляпов, какие обнаруживает ЕГЭ: «Хрущев подавил восстание рабов в Новочеркасске», «Ленин провожал Гагарина в космос» или «Османская империя в те времена находилась в стороне от наркотрафика». Не все у нас ломоносовы... То есть учебник должен быть беспристрастным, без оценочных суждений – только суровые факты. А вот эмоциональная сторона полностью зависит от учителя. В общении с учениками он раскрывает психологические портреты героев событий, рассказывает какие-то бытовые яркие факты (так легче запомнить материал), учит детей думать, рассуждать и самостоятельно понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Учебник, построенный по такому принципу, переживёт не один десяток руководителей государства. А пока ученые Института российской истории Российской академии наук с участием преподавателей вузов и школьных учителей истории разработали историко-культурный стандарт, который включает в себя перечень исторических дат, событий, персоналий, понятий, обязательных для изучения в школе. На заседании Рабочей группы обсуждался и перечень «трудных вопросов истории». Документы предлагаются для широкого обсуждения с участием заинтересованных сторон: ученых, педагогов, руководителей школ, родителей, учащихся и всех желающих - и размещаются на официальных сайтах Минобрнауки России, Российского исторического общества www.rushistory.org., Российского военно-исторического общества rvio.histrf.ru, Ассоциации учителей истории и обществознания school.historians.ru, федеральном портале «РВИО.История.РФ», портале интернет-проекта «Пишем историю вместе». Электронный адрес для направления предложений, дополнений и замечаний: history.standart@gmail.com. Думаю, что тем, кому не безразлично, как их дети будут изучать историю родной страны, стоит поделиться своими соображениями. Ведь у нас должно оставаться многообразие источников знаний. Загонять историческую науку в идеологический коридор недопустимо! Е. БУКУРОВА. |
|