|
О ФОРМЕ, СОДЕРЖАНИИ И СИЛЕ ПЕЧАТНОГО СЛОВА ХОЧУ поблагодарить районную газету за предоставленную возможность выражать свою точку зрения по разным вопросам на ее страницах. Как известно, печатное слово - большая сила. Но в этом есть и минусы - когда слово берёт человек, некомпетентный в затронутой области, но рассуждающий «со знанием дела». Вот Л.Г. Пометельникова не согласна с «заявлением» корреспондента газеты: «И я, как представительница большинства православных грешников...» (статья А. Аряевой «В следующий раз я вас не пущу в церковь...» «СН» № 50 от 14 мая 2011 г.). Должен помочь согласиться. Святитель Иоанн Златоуст (великий святой, отец и учитель Церкви) молится: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз (выделено мной - прот. А.С.)...». А в церковных песнопениях говорится, что нет человека, который будет жить и не согрешит. А потому, уважаемая Л.Г., всё очень верно сказано, хоть и своими словами. Что касается остального Вашего повествования, то я бы сказал, православия в нём мало. Но к Вам, как к маловоцерковлённой, относиться строго нельзя. К Татьяне Руновой, которую знаю много лет, должен быть строже. Хотя бы потому, что она! стала ссылаться на Правила Святой Церкви. А это совсем уж смело для женщины без богословского образования, и ко многому обязывает. Вызывает, конечно, удивление её разделение Священного Писания и Апостольских посланий! Ведь последние и есть часть первого. Что касается одежды. Без всякого сомнения, она должна быть скромной, особенно, когда женщина идёт в храм. Но причём тут брюки? Ссылка: на 62 правило 6 Вселенского Собора не состоятельна, тогда и брюк-то не было (это была одежда варваров, а в правиле ясно указано, к кому оно! обращено: «Желаем совершенно изъять из жизни верных...»). По-моему, Татьяна, ты и правила-то не читала. В противном случае знала бы, по какому поводу оно составлено. И, конечно же, увидела, бы правило 64 (рядом, не правда ли?), которое нарушаешь ничтоже сумняся: «Не следует мирянину держать речь или учить всенародно, присвояя себе таким образом учительское достоинство...». Что касается ссылки на Второзаконие (22, 5), то позволю себе пространно процитировать протоиерея Виктора Кулыгина (Живой Родник. Православный собеседник. Донецк, 2003, апрель, с. 19): «Главный аргумент против женских брюк берут из Библии (Втор. 22, 5). Всё, кажется, просто: всякая, женщина в брюках - смертельно грешит. Короче, таким в нашем храме не место. Увы, такое прямолинейное толкование страдает невежеством. Что мы знаем о мужской и женской одежде? Знаем, что в Шотландии национальной одеждой мужчин является юбка. Да и носили ли вообще штаны в том виде, как мы их знаем сейчас, мужчины Древней Греции (можете себе представить статую Зевса в кальсонах)? Это воп рос. Но ещё более пикантным этот вопрос становится тогда, когда спрашиваешь непримиримых! борцов с женскими штанами - а ваш сын или муж! тоже носит такие вот брюки, как в летних женских! костюмах? На что они, к счастью, отвечают гневным и удивлённым «НЕТ». Оказывается, не всегда женские брюки являются мужской одеждой. Зачем-то ведь в магазинах оговаривают такую подробность наименования одежды под названием «брюки», как «мужские» или «женские». Вряд ли в здравом уме мужчина наденет те брюки, в которых ходит женщина. Уж он тогда будет явным примером библейского утверждения о мерзости и нелепости носить мужчинам женскую одежду (и наоборот)...». Открою, Татьяна, один секрет. Оказывается, мы, духовенство, носим платье, пусть и «духовное». И даже запахивается оно на левую сторону, как женская одежда. И вообще, почему Татьяну и «группу верующих» совсем не беспокоит следующее (в буквальном смысле - оно идёт за тем, что насчёт одежды) ветхозаветное установление: «сделай себе кисточки на четырёх углах покрывала твоего, которым ты покрываешься» (Втор. 22,12). Вы их себе сделали? А остальные установления, касающиеся быта, пищи, гигиены и т. д., для вас что, совсем не существуют? Вы просите «всех приходящих в православные храмы уважать правила, установленные для церковной жизни Священным Писанием, апостольскими посланиями и Вселенскими Соборами святых отцов». Но для этого необходимо, как минимум, самим их знать. А затем научить им приходящих, «с любовью и вниманием», а не как «рыкающие» фарисеи. Причём, как сказал о. Роман Андропов, священник Свято-Никольского собора г. Ейска: «Ни прихожане, ни церковные служители, а лишь священник может делать в храме замечания». И я с ним полностью согласен. И совсем неважно в данном случае, «какой здесь монастырь, и какой устав». Потому что очень часто и то, и другое подстраивают именно под себя, чтобы строгим отношением к форме прикрыть пустое, содержание. А. САМОЙЛЕНКО, протоиерей, настоятель Свято-Покровского храма. |
|