Рождение Иисуса христа
Иерей Николай Слынько. Штатный священник храма Иконы Казанской Божией матери.
НАСТУПИЛ Новый год, впереди Рождество. Почти в одно и то же время сменится год, и мы празднуем приход нового времени, новой эры любви и света, которую принес нам на землю Господь наш Иисус Христос, Сын Божий. Ведь однажды сменился не только год, а сменилась целая эпоха – ушёл старый мир, наступил новый. В ту ночь в Вифлеемской пещере родился Младенец Иисус Христос, принеся с собой самое главное чудо – чудо спасения человека. От Рождества Христова мы и исчисляем года. Что сегодня у нас на календаре? 2018 год – это значит, что от рождения Спасителя прошло более двух тысяч лет. Кто из нас не любит праздники? Пожалуй, таких нет. Праздник Рождества Христова среди всех праздников года сияет, подобно яркой радостной звезде. Не случайно и тайну рождения Бога в мир возвестила Вифлеемская звезда, взошедшая на Востоке. Эту звезду увидели волхвы, и пошли за ней, она привела их в маленький город Вифлеем, где на соломе лежал Ребенок, похожий на всех детей земли. Но рождение новой звезды возвестило волхвам, что этот Младенец необыкновенный, отсюда начинается наше спасение. Вот почему святой Иоанн Златоуст называет Рождество Христово «матерью всех праздников». В этот день ликует вся Вселенная, и ангелы поют славословие Родившемуся Мессии. Ангелов слышат пастухи - люди простые, но чистые душой и сердцем, они также приходят к Вифлеемским яслям, чтобы приветствовать Христа. На богослужении в день Рождества поют красивые и радостные песнопения, ликование разгоняет ночную тьму. И поэтому икона праздника, являющая нам образ Христова Рождества, также радостная, исполненная славословия и ликования, как гимн любви. В самом центре, на ложе, - Пресвятая Дева Мария, которая устала от тягот дальнего пути, ведь Мария с Иосифом пришли в Вифлеем из далекого Галилейского города Назарета, который находится на расстоянии нескольких дней пути. Рядом с Марией лежит запеленутый Младенец Иисус. Он положен в ясли - кормушку для скота, потому что, как нам сообщает евангелист Лука, не было места для Марии и Иосифа в гостинице, и пришлось им расположиться в загоне для скота, в хлеву. Здесь и родился на свет Младенец, и Мать, спеленав, положила его на солому, которая была приготовлена в пищу скоту. Рядом с Младенцем изображают животных - осла и вола, которые смотрят на Новорожденного. В верхней части иконы изображается Вифлеемская звезда, луч которой указывает на Младенца. А слева, увидев эту звезду, спешат к Вифлеему волхвы. Кто были эти волхвы - мудрецы, цари, звездочеты? Неизвестно даже, из какой страны они прибыли - из Персии, а может быть, Халдеи? Но предание сохранило их имена - Каспар, Балтазар, Мельхиор. А евангелист Матфей сообщает, что они принесли Младенцу три дара - золото, как Царю, ладан, как Богу, и смирну, как человеку, которому придется пострадать. В правой части иконы изображаются ангелы, которые благовествуют пастухам. Пастухи с овечками смотрят на небо и слушают чудесную весть. Таким образом, с двух сторон Вифлеемскую пещеру окружают разные люди - мудрые волхвы и простые пастухи, которые в своей жизни, может быть, никогда бы не встретились, но Христос их соединил, таких разных, возле своей колыбели, потому что любовь Божия объемлет всех - больших и маленьких, мудрых и простых, дальних и ближних. Ведь Христос пришел, чтобы спасти всех. В нижней части иконы – омовение Младенца Христа. Великий Бог, сошед на землю, стал как один из нас, стал маленьким беспомощным ребенком и так же, как все новорожденные дети, нуждался в самом обычном уходе. Здесь, через простое и будничное, икона приоткрывает нам тайну великой любви Божьей к миру. А рядом с этой сценой мы видим Иосифа, сидящего в задумчивости. Напротив него кто-то одетый в овечьи шкуры так же, как и пастухи. Он предупреждает Иосифа о грозящей ему и Младенцу опасности. Царь Ирод, узнав о рождении необыкновенного Младенца, приказал истребить всех детей до двух лет. Получив откровение не возвращаться тем же путем, волхвы минули царя Ирода, не показав ему места рождения Иисуса, ушли на Восток. Также тайно нужно было Иосифу увести Святое Семейство от Иродовой мести. И евангелист Матфей сообщает нам, что вскоре Иосиф и Мария с маленьким Иисусом убежали в Египет, где и жили вплоть до самой смерти Ирода. Вот так о чудесном рождении Христа рассказывает нам икона. Все события, которые происходили в самое разное время, в разных местах, собраны на ней воедино, потому что икона пишется с точки зрения вечности, с точки зрения Бога, а перед Божьим взором все совершается одновременно - и прошлое, и настоящее, и будущее. Все события выстраиваются вокруг главной сцены, которая расположена в центре - Мария, лежащая на ложе, и запеленутый Младенец, положенный в ясли. И когда смотрим на икону - все время возвращаемся к этому центру, который оказывается не только центром композиции, но и центром Вселенной, центром мира, вокруг которого, как вокруг оси, вращается вся мировая история. Рождение Иисуса Христа в мир возвестило наступление нового времени, новой эпохи - эпохи любви Бога и человека. Икона Рождества написана яркими красками – это все творение ликует о родившемся Христе. На горках, которые написаны, как ступеньки, ведущие к небу, видны, вспыхивающие яркие блики божественного света, озарившего Вселенную, ведь Христос - это Солнце правды, Свет, просвещающий мир. Слава Показавшему нам свет!
Что есть Литургия?
Иерей Александр Виноградов, настоятель храма Святой троицы.
Литургия есть главное, центральное Таинство в жизни Церкви в целом и каждого человека в частности. Там, где нет Литургии, нет и Церкви. Зная это, человек уже никогда не попадет в сети сектантов или протестантов с их тезисом – «только писание». Церковь начала причащаться раньше, чем начала читать Новый Завет. Перед тем как взойти на Голгофу, Христос собрал учеников в Сионской горнице и Лично провел первую в истории мира Литургию. Он благословил хлеб, преломил и раздал апостолам со словами: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое…». Также благословил чашу вина и причастил апостолов со словами: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя…» И добавил: «Сие творите в Мое воспоминание». Так что мы причащаемся не потому, что так сказано в Новом Завете. А Новый Завет христиане первых веков признали только потому, что на его страницах они узнали тот же дух, что чувствовали на своих Вечерях.
Но каждая Литургия не есть только воспоминание Тайной Вечери, ибо этого недостаточно, и не есть повторение Тайной Вечери, ибо это невозможно. Каждая Литургия есть сама Тайная Вечеря. Каждый раз, когда священник произносит: «Приимите, ядите…» - мы незримо для телесных очей входим в пространство Сионской горницы и из рук Христа приемлем ту самую Чашу и находимся в Царстве будущего века, в котором нет преград между прошлым и будущим, нет пространственных преград. Поэтому через благодатное действие Святого Духа (а ведь именно Он совершает это таинство, а не священнослужитель, который совершает лишь видимую его часть), это нисхождение Святаго Духа на Церковь, собравшуюся вокруг Чаши – оно истончает толщу времен и пространств, которые отделяют нас от Сионской горницы.
Поэтому великий русский мыслитель, А.С. Хомяков, говорил так: «Христианство понимает лишь тот, кто понимает Литургию».
А святитель Иоанн Златоуст о святой Евхаристии писал так: «Неделя имеет 168 часов; из них Бог назначил для Себя только один, а вы тратите его на мирские занятия. - Вы пренебрегаете этим случаем, чтобы привлечь к себе благодать вашего Бога».