Кому не знакомы эти слова: родина, родные, родители, родня, родственники и т.д.
Чтоб не стать «Иванами, не помнящими родства», важно знать свои родовые корни. В последние время интерес к этому заметно возрос. Люди стремятся как можно больше узнать о своей родословной. Мне тоже интересна эта тема и хочу поделиться своими исследованиями по старинному роду Кияшко, прибывшему в Минский курень с первыми переселенцами. Точно знаю, что эта фамилия очень распространена не только на Кубани, но и за ее пределами. Несмотря на то, что много переплетений по женской линии, им будет интересно узнать свою родословную.
У меня интерес к жизни сородичей с детства. Моя бабушка, урожденная Мария Захаровна Кияшко, несмотря на завесу страха, стремилась поведать историю своей семьи. Часто, увлекшись повествованием, открывала скрыню, где на внутренней стороне крышки были наклеены дорогие образы, и рассказывала о своей маме, Ульяне Ивановне Димбровской, своем отце, Захаре Стефановиче Кияшко, о братьях и сестрах. В семье Захара Кияшко было девятеро детей. С ее слов я узнала, что Кияшки перебрались в Минский курень из Запорожья с первыми переселенцами где-то в 1795 году. Так что к концу 19 века род насчитывал пять или шесть поколений, связанных кровными узами.
Из книги «История земли Староминской»
В 1768 году Россия начала войну с Турцией. Во всех сражениях казаки показывали чудеса храбрости, чем заслужили похвалу и благодарность лично императрицы Екатерины Великой. В 1774 году был заключен договор, позволивший, переместить границу России на Северный Кавказ. Но Турция продолжала подрывную деятельность против России, и Екатерина Великая для укрепления рубежей разрешила князю Потемкину переселить Черноморское войско на земли, прилегающие к реке Кубани, в места, которые будут признаны удобными. Вот так пригодилось верное казачество, жившее до этого между реками Бугом и Днестром.
30 июня 1792 года императрица подписала Грамоту, отдав черноморцам в вечное владение земли, лежащие по правую сторону реки Кубань. 25 августа 1792 года началось освоение Кубани казачеством. Переселялись казаки из Слободзеи на Кубань несколькими партиями. Одним из последних прибыл сухопутный отряд под начальством Чепиги, в составе которого были менцы и конеловцы.
Курень Конеловский был образован в 1794 году казаками- переселенцами из Запорожья. Поселились они на левом берегу реки Ея, выстроили хаты в две линии одной улицей. С севера курень прикрывала река Ея, с юга выкопали высокий ров и по валу укрепили терновником. Место под заселение казаки выбирали не сами, а оно было определено в наказе войскового правительства Черноморского казачьего войска «О введении управления войсками» от 1 января 1794 года». В этом наказе говорится: «По войсковой дисциплине…во граде Екатеринодаре выстроить 40 куреней, под названием сим…Конеловский, Менский по плану, да и войска при границе поселить куренными селениями в тех местах, где какому куреню по жребию принадлежать будет».
Первоначально, по казачьему преданию, здесь поселились и организовали курень ловцы коней, или конеловцы. Привел их молодой 23-летний атаман Григорий Ромащенко. 1 января 1794 года вытянул он жребий, из которого следовало, что по весне конеловцам необходимо двигаться на реку Ея и занимать «планы». В 1795 году, как чуть обустроились, заложили и первую Воскресенскую церковь. Построили ее из дерева. Средства для ее возведения собирали всем миром, кто сколько мог. Их молодой атаман Григорий Ромащенко больше всех беспокоился, чтоб эта небольшая деревянная церковь в числе первых появилась на Кубанской земле.
В 1802 году курени в Черномории переименовались в станицы. Станица Староминская входила в Ейский округ. Если на 1802 год в Минском курене насчитывалось 15 дворов, то к 1861 году в Староминской было уже 700 дворов, 4858 жителей, здание станичного правления и питейный дом. По переписи населения, составленной в декабре 1875 года, в станице насчитывалось 793 двора, 6255 жителей, три хлебных магазина, 11 лавок, 6 кузниц, 1345 лошадей, 2832 вола, 5800 коров и гужевого скота, 23820 овец и коз, 6 пасек, 330 ульев, 36 ветряных мельниц, 2 бондарных и 6 маслобойных заведений.
От них пошёл род Кияшко
Но наши предки, основатели рода Кияшко, в Конеловский и Минский курени прибыли чуть позже, потому как в списках первых переселенцев их фамилий нет. Но в «Исповедальных книгах Воскресенской церкви Конеловского куреня» за 1796 год встречаем Аврама Кияшко - 67 лет, законную его жену Ефимию – 53 лет, сыновей Павла и Домиана и брата Сидора. Также записаны двоюродный брат Антон Кияшка с женой Агафьей, сыновья: Лазарь 13 лет, Афанасий – 9 лет.
Григорий Аврамович Кияшко после переезда на кубанские земли решит обосноваться на более выгодных в экономическом отношении землях Минского куреня. Прибыл он позже своего отца, Аврама Кияшко. Его фамилию можно встретить в «Книге переписи по Кубанскому казачьему войску» за 1834 год. (Краевой государственный архив) Его младший сын Василий в 1834 году в возрасте 42 лет причислен к 9 конному полку Кубанского казачьего войска. Другой сын, Роман Григорьевич Кияшко, 43 лет, отставник. Старший сын, Даниил Григорьевич, в возрасте 53 лет, также отставник. Этот год для Василия будет богат на разные события. В конце года в семье его родится сын Стефан, который переживет Октябрьскую революцию, гражданскую войну, смерть своих многочисленных детей и внуков, и в возрасте 86 лет, в 1920 году, уйдет в мир иной. (Метрическая книга за 1920 год) В этот же 1834 год умрет его дед, Григорий Аврамович, приведший род Кияшко на земли Минского куреня. Запись об этом в Метрической книге Христорождественской церкви за 1834 год.
У Стефана Васильевича Кияшко родятся сыновья: Захар, Павел, Илья, Ефим, Андрей. Женское население в «Книгу переписи» не заносилось. Захар, родившийся в 1860 году, женится в 1878 году на дочери мелкого купца, Ивана Васильевича Димбровского, Ульяне Ивановне. (Запись в метрической книге за 1878 год, в графе бракосочетаний) Было ему в ту пору 18 лет, а его жене Ульяне - 20 лет.
По принятой реформе Кубанского казачьего войска 1882 года служить казаки обязаны были 20 лет. Годы службы делятся на три разряда: 1-й – приготовительный, 3 года, с 18 до 21 года. 2-й – строевой, 12 лет, с 21 года до 33 лет. Из них 4 года служили в полках, а потом уходили на льготу. 3-й – до 38 лет, в запасе. Затем до 48 лет причислялись до войскового ополчения и призывались только в случае войны.
Сильны казаки православной верой
На территории нынешнего Староминского района первой была построена Христорождественская церковь в 1810 году. (Территория нынешнего парка 30-летия Победы) При церкви работали министерские училища: 2-классное и два одноклассных. Церковно-приходская школа (при сторожке). При школе библиотека-читальня. Население Минского куреня в 1811 году составляло 7276 душ.
С 1794 по 1860 годы в результате крупных переселений крестьян из Полтавской, Черниговской и Харьковской губерний население Черномории увеличилось более чем в семь раз. Ведущей отраслью на землях Староминского района оставалось скотоводство. Для его нужд использовалась большая часть пригодных земель.
Жизнь семьи З.С. Кияшко в воспоминаниях его дочери Марии Захаровны.
Стефан Васильевич Кияшко решил до приготовительной службы женить своего старшего сына Захара. Хотел он, чтоб до строевой у его первенца уже появились дети, а молодая жена стала помощницей в доме и смогла заменить ушедшего на службу мужа. Невесту выбрал для него из хорошего рода, происходившего из Черниговской губернии, Новозыбковского уезда. Переселились они в Минский куреньв в числе первых переселенцев из этих губерний. Ульяна уже давно приглянулась Захару, поэтому со сватовством решили не тянуть.
Иван Васильевич Димбровский, торговавший мелкой розницей в станице, мечтал породниться с хорошим казачьим родом. А то, что род Стефана Васильевича Кияшко - достойная для его дочери партия, он не сомневался. Давно живут на кубанской земле, их дети получат здесь наделы земли, и он будет радоваться их благоденствию и процветанию. Иван Васильевич любил своих детей, поэтому хотел, чтоб Ульяна вышла замуж за хорошего казака, исправного хозяина, но принуждать дочь не собирался. Пусть жених будет люб ее сердцу.
После сватовства Ульяны Ивановны Димбровской сваты ударили по рукам. Свадьбу назначили на следующее воскресенье после Рождества Христова - 15 января 1878 года. Никаких препятствий ни с одной, ни с другой стороны не было. Свадьбу справили по казачьим традициям. Сват за дочкой дал хорошее приданое.
Захар Стефанович с Ульяной Ивановной первое время жили в доме отца, Стефана Васильевича. В следующем, 1879 году, 12 июня, в молодой семье родился первенец, названный Петром. Крестили младенца в Христорожденственной церкви. Крестными у него стали брат Ульяны Ивановны Стефан Иванович Димбровский и родственница по линии матери Феодора Ивановна Гринкова. (Метрическая книга)
Служение Отечеству - святое дело
Приготовительную службу молодые казаки проходили здесь же, в станице. На восточной окраине, где обычно проводилась джигитовка, они скакали на лошадях, постигая все премудрости верховой езды, учились владеть шашкой, рубать лозу, которую здесь устанавливали время от времени. Занятия проводил казак, которого назначал станичный атаман. Для лучшей подготовки, чтоб молодые казаки приучались к дисциплине, их иногда отправляли в станицу Уманскую, где с ними занимался подъесаул или офицер. Он строго спрашивал с молодых устав Кубанского казачьего войска, проводил экзамены по верховой езде, по преодолению препятствий. Батюшка Христорождественского храма требовал, чтоб молодые казаки посещали воскресную службу, чтоб вера православная стала для них основой.
Ульяна провожала мужа на строевую, держа на руках малолетнего Петра. С конюшни молодая жена вывела строевого коня. Всю амуницию состоятельные казаки сами справляли своим сыновьям. Захар прицепил к седлу вещевой мешок, в котором лежала смена белья, кусок сала да буханка хлеба. Здесь же, рядом, стояли его отец и мать, младшие братья и сестры. Попрощавшись с ними, Захар взял из рук Ульяны маленького сына и посадил его к себе в седло. Петр прижался к лошади, для него это было любимое занятие. Проехав немного, Захар отдал его жене, которая все также за повод вела коня. Ульяна ждала второго ребенка, ей как-то боязно было оставаться одной без мужа в трудную минуту, да еще и с двумя детьми. Но такая доля жены-казачки. Проехав некоторое расстояние в таком сопровождении, Захар попрощался с женой и стеганул лошадь. Все провожающие остались далеко позади, а новобранец поехал к Христорождественской церкви, где в этот день собирались молодые призывники. Там он спешился и, привязав коня к яслам, вошел в храм. Батюшка только вышел из Царских ворот и начал проповедь. Молодые новобранцы, сняв головные уборы, со склоненными головами тихо стояли в церковной тишине, нарушаемой голосом батюшки да тихим женским пением, доносившимся с хоров.
После благословения новобранцы вышли из храма, сели на своих коней и на быстром галопе умчались в станицу Уманскую, где был назначен сбор.
Семье – почёт особый
1 января 1881 года Ульяна Ивановна разрешилась сыном, названным Гордеем. Захар изредка присылал весточки, которые читали всей семьей. Читал их Стефан Васильевич, да иногда его меньший сын Андрей, закончивший двухклассное училище при Христорождественской церкви. Захар передавал низкий поклон отцу и матери, братьям и сестрам, а внизу была приписка жене, Ульяне Ивановне, в которой он справлялся о здоровье детей, желал ей благополучия.Так принято было в казачьих семьях, и с этим никто не спорил. Почитание своих родителей стояло на первом месте.
Иметь дом - быть хозяином в нём
После строевой Захар Стефанович вернулся в свою семью. Спустя год отец решил отделить старшего сына, так как семья разрасталась. Тесно стало в небольшом саманном доме. На станичное правление казак подал прошение о выделении земли под строительство дома служивому Захару Стефановичу Кияшко.
Участок получили по нынешней улице Коммунаров. Дом Захару Стафановичу решили строить сразу свободный, чтоб вся семья поместилась. Распланировали на четыре комнаты, в три окна. Полы в саманных хатах делали в ту пору глинобитные, которые называли доливкой. По праздникам их мазали глиной с кизяками, чтоб не поднималась пыль.
Уже к середине осени в квартале от станичного атаманского правления стоял новый, побеленный глиной дом. Три нарядных окошка смотрели на улицу, по которой казаки проезжали на базар, на сборы, а в конце лета и на ярмарку. На окна навесили резные ставни, которые Стефан Васильевич заказал у станичного столяра. Таких ставен в станице еще не видели.
Этот дом до сих пор стоит по улице Коммунаров. Мне показал его мой отец. Сейчас ставни сняли, но дом я узнала.
После возвращения Захара Ульяна Ивановна снова ждала ребенка. Стройка далась ей нелегко. Нужно было и там помогать, и в огороде управляться, да еще и двум малышам уделять внимание. 10 октября 1885 года, уже в новом доме, в семье Ульяны и Захара родилась дочка Вера. Она росла очень доброй и трудолюбивой девочкой. Через четыре года, 2 ноября 1889 года, семья Захара Кияшко увеличилась еще на одного ребенка. Назвали его Козьмой.
Мария родилась спустя четыре года, 25 января 1894 года. Семья уже полностью обустроилась на новом подворье. Пристроили конюшню, хлев, амбар для зерна. На планах, расположенных на выезде из станицы и до самого Рассветовского поселения, засевали зерновые, коноплю, кукурузу, подсолнечник, бахчевые, лен. Лет с семи Марию брали с собой на планы.
Здесь девочка помогала матери и сестре Вере готовить еду, чистить овощи, пасти уток и гусей.
Казачьему роду нэма переводу
В самом конце века, в 1899 году, Захар Стефанович решил женить своего старшего сына Петра, которому в тот год исполнялось двадцать лет. Невесту подобрал Петру красивую, статную, работящую казачку, хорошего рода. Звали ее Анной Алексеевной. Сваты договорились между собой, ударили по рукам и назначили свадьбу на 15 января.
В субботу, 14 января, в доме жениха - предпраздничная суета. К Петру пришли его друзья, молодые казаки, которые проходили с ним приготовительную войсковую службу. Бояре в праздничной казачьей одежде собрались в доме жениха, чтоб нарядным кортежем отправиться приглашать гостей.
Захар Стефанович вывел со двора лошадей, запряженных в линейку. Отец благословляет Петра, одетого в парадную черкеску и в черную праздничную папаху, наставляет бояр, и кортеж отправляется по станице. Вот и первая остановка рядом с домом дядьки. Жених встает с линейки, со старшим боярином кланяются в пояс дядьке, дают шишку, выпеченную из сдобного теста. Петр произносит: «Отец, мать и я приглашаем вас на свадьбу». Дядька Павел взял шишку в дар, поцеловал и поблагодарил за приглашение.
Только объехав всех приглашаемых, свадебный кортеж вернулся домой. Время перевалило далеко за полдень. Бояре, перекусив в хате жениха, отправились по домам. Петро, помогая отцу выпрягать лошадей из упряжи, был полон нетерпения. Ведь скоро ему отправляться в дом невесты, где сегодня вечером гуляет молодежь, приглашенная будущими новобрачными. Здесь будут и приятели Петра, впервые присутствующие на таком свадебном торжестве. После гулянки Петр должен уехать домой. Так велит казачий обычай.
Ранним утром в воскресенье в доме праздничная суета. Женщины всю ночь готовили мясные закуски: жарили уток, гусей, начиняли колбасы. Теперь они накрывают столы. Часам к девяти во дворе уже слышны веселые выкрики приглашенных. С собой гости принесли по бутылке водки, буханке хлеба, завернутой в рушник. Они подходят к хозяевам и передают им свои дары.
В это же время, в воскресенье, едва отзвучал благовест к обедне, со двора Захара Стефановича Кияшко выехали две тройки украшенных попонами лошадей, запряженных в двухрессорные линейки. На передней сидел Петро, одетый в праздничную казачью одежду. Рядом с ним старший дружка.
На другой линейке крестный, Павел Стефанович Кияшко, и братья Петра: Гордей, Козьма и сестра Вера. В руках Петра небольшая икона – благословление его родителей на вступление в брак. Кони быстро понеслись по улице и через несколько минут были у ворот Анны.
В доме невесты все было готово к выезду в церковь. Девушка в белоснежном свадебном платье, в красивой белой фате сидела в нарядной горнице и дожидалась жениха. При ней неотлучно находилась старшая дружка. Когда Петро с иконой в руках вошел в горницу, родители Анны встали рядом. С иконой Божьей матери они подошли к молодым:
- Дети, подойдите к нам и примите наше родительское благословение. Молодые встали перед родителями на колени и наклонили головы.
С иконкой Божьей матери в руках сели в линейку. Жених сидел с правой стороны, невеста - с левой, и поехали к Христорождественской церкви. Рядом с молодыми сидели их старшие дружок и дружка. На другой линейке ехали родные и друзья.
По окончании литургии псаломщик громко объявил:
- Желают в брак вступить казак станицы Старо-Минской Петро Захарович Кияшко и казачка Анна Алексеевна. Имеются ли какие-то законные препятствия для их вступления в брак? Возражений не было, и священнослужитель приступил к церемонии бракосочетания.
Инна ШВЕЦ