ПРИЛОЖЕНИЕ
УТВЕРЖДЕНО решением Совета Староминского сельского поселения Староминский район 23.03.2012 год № 32.3.
Структура комплексного инвестиционного плана модернизации экономики Староминского сельского поселения Староминского района Краснодарского края
Паспорт комплексного инвестиционного плана модернизации экономики Староминского сельского поселения Староминского района Краснодарского края.
Введение
1. Аналитико-исследовательская часть диагностики монопоселения.
1.1.Описание Староминского сельского поселения с монопрофильной структурой экономики.
1.2.Анализ демографической ситуации.
1.3.Анализ трудовых ресурсов и занятости населения.
1.4.Анализ ситуации на рынке труда.
1.5.Анализ финансово-экономического положения и технологических связей градообразующего предприятия.
1.6.Анализ развития промышленности.
1.7. Анализ малого бизнеса.
1.8.Анализ сельского хозяйства.
1.9.Анализ коммунальной инфраструктуры.
1.10.Анализ улично-дорожной сети.
1.11. Анализ информационно-коммуникационной инфраструктуры.
1.12.Анализ состояния бюджетной системы.
1.13. Потенциальные возможности Староминского сельского поселения и его преимущества.
1.14.Анализ конкурентных возможностей Староминского сельского поселения.
2.Выбор целей и разработка сценариев будущего Староминского сельского поселения
2.1. Цели, основные направления и этапы реализации комплексного инвестиционного плана модернизации экономики Староминского сельского поселения.
2.2. Задачи и мероприятия комплексного инвестиционного плана модернизации экономики Староминского сельского поселения Краснодарского края.
2.3. Разработка возможных сценариев реализации целей проекта.
3.Формирование системы мер КИП Староминского сельского поселения.
3.1. Представление мер комплексного инвестиционного плана модернизации экономики Староминского сельского поселения.
3.1.1. Описание необходимости/критичности предлагаемых мер.
3.1.2. Формирование календарного плана реализации комплекса мер комплексного инвестиционного плана.
3.2. Требования к кадровой обеспеченности (перечень кадров для управления выполнением мер КИП).
3.3.Экономическая эффективность совокупности мер КИП.
3.4. Описание инвестиционных проектов, реализуемых в рамках комплексного инвестиционного плана модернизации экономики Староминского сельского поселения.
IV. Система управления реализацией комплексного инвестиционного плана модернизации экономики Староминского сельского поселения.
4.1. Мониторинг реализации комплексного инвестиционного плана модернизации экономики Староминского сельского поселения.
V. Ожидаемые результаты реализации комплексного инвестиционного плана модернизации экономики Староминского сельского поселения.
КОМПЛЕКСНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ СТАРОМИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Паспорт комплексного инвестиционного плана модернизации экономики Староминского сельского поселения
Наименование Комплексный инвестиционный план модернизации экономики Староминского сельского поселения.
Дата принятия решения о разработке КИП
Постановление администрации Староминского сельского поселения Староминского района от 31.05.2010 г. № 260 «О планировании комплексного развития Староминского сельского поселения Староминского района с монопрофильной структурой экономики на 2010 год».
Основные разработчики КИП
Органы исполнительной власти Краснодарского края, администрация муниципального образования Староминский район, администрация Староминского сельского поселения, менеджмент градообразующего предприятия ЗАО «Сыродел».
Цели и задачи КИП
Цель: Максимально полное, комплексное и сбалансированное использование имеющихся ресурсов поселения с целью достижения устойчивых положительных социально-значимых результатов в интересах повышения уровня жизни населения, создания более комфортных условий труда, отдыха, спорта, образования и охраны здоровья. Повышение конкурентоспособности отраслей экономики Староминского сельского поселения.
Задачи:
- развитие коммуникаций инженерной инфраструктуры;
- развитие социальной инфраструктуры;
- развитие отраслей экономики;
- развитие спортивного сектора;
- снижение напряженности на рынке труда
Стратегические направления КИПа
Основные направления:
- модернизация градообразующего предприятия;
- создание новых предприятий в различных отраслях: строительный комплекс, перерабатывающая промышленность, оптовая и розничная торговля;
- развитие социальной и инженерной инфраструктуры
Сроки и этапы реализации КИП Начало реализации 2010 год, окончание -2020 год.
План предполагается реализовать в два этапа:
1 Этап - 2010 – 2014 гг.
- в реальном секторе экономики – строительство новых предприятий, модернизация существующих производств;
- в муниципальной сфере – строительство и ремонт объектов коммунальной инфраструктуры, формирование документов территориального планирования.
2 Этап - 2015– 2020 гг.
- в реальном секторе экономики – выход модернизированных и вновь созданных производств на проектную мощность; начало активного роста объемов производства, налоговых отчислений, доходной базы муниципального бюджета;
- в муниципальной сфере – рост доходной части бюджета, переход к активной инвестиционной политике, в том числе – в объекты социальной сферы.
Основные мероприятия, ключевые инвестиционные проекты КИП
- развитие коммуникаций инженерной инфраструктуры: строительство и ремонт водопроводных и канализационных сетей, развитие сети газоснабжения, систем наружного освещения, строительство дорог;
- развитие социальной инфраструктуры;
- развитие отраслей экономики;
- снижение напряженности на рынке труда
Механизм управления реализацией КИП
Общее управление реализацией плана возлагается на администрацию муниципального образования Староминский район.
Оперативное управление реализацией плана осуществляется главой администрации Староминского сельского поселения. Организационное сопровождение конкретных инвестиционных проектов осуществляется проектными группами, в состав которых будут входить представители инвесторов, администрации Староминского района и Староминского сельского поселения, других участников и заинтересованных сторон.
Источники и объемы финансирования КИП
На реализацию Комплексного инвестиционного плана модернизации экономики Староминского сельского поселения всего в период с 2012 по 2020 годы необходимы финансовые ресурсы в объеме 1 539,2 млн. рублей, в том числе:
- 1 206,5 млн. рублей за счет средств инвесторов;
- 3,8 млн. тыс. рублей за счет средств федерального бюджета;
- 265,3 млн. рублей за счет средств краевого бюджета;
- 38,0 млн. рублей за счет средств местного бюджета;
- 25,6 млн. рублей за счет собственных средств градообразующего предприятия.
Введение
В соответствии с методологией Министерства регионального развития России моногород – поселение, организации или жители которого неспособны своими силами компенсировать риски внешней экономической среды, исключающие возможность устойчивого развития поселения.
Староминское сельское поселение отнесено к монопрофильным в соответствии с одним из критериев отнесения муниципальных образований к монопрофильным территориальным образованиям, рекомендованных Министерством регионального развития Российской Федерации, а именно – наличие в населенном пункте предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на долю которых приходится более 50 % объема промышленного производства. Таким предприятием для Староминского сельского поселения является ЗАО «Сыродел».
Комплексный инвестиционный план модернизации экономики Староминского сельского поселения на период до 2020 года (далее – План) разработан в соответствии со Стратегией социально – экономического развития Краснодарского края до 2020 года и Стратегией социально – экономического развития муниципального образования Староминский район до 2020 года.
При разработке Плана учтены основные положения федеральных, краевых, муниципальных целевых и адресных инвестиционных программ, национальных проектов, программ (проектов) технического перевооружения и модернизации предприятий поселения, инвестиционных проектов, представленных инициаторами, а также предложения, подготовленные специалистами органов местного самоуправления Староминского сельского поселения, муниципального образования Староминский район, органов исполнительной власти Краснодарского края, представителями градообразующего предприятия.
Главной целью Плана является максимально полное, комплексное и сбалансированное использование имеющихся ресурсов поселения с целью достижения устойчивых положительных социально-значимых результатов в интересах повышения уровня жизни населения, создания более комфортных условий труда, отдыха, образования и охраны здоровья.
В основу Плана положено следующее видение поселения: к 2020 году поселение должно сформировать диверсифицированную экономику, где наряду с пищевой промышленностью развивается строительный комплекс, сельское хозяйство, малый и средний бизнес. Староминское поселение трансформируется в территорию с высоким уровнем инфраструктурной обеспеченности, комфортную для проживания, с растущей численностью населения, высоким уровнем качества жизни населения.
Миссией поселения является устойчивое повышение качества жизни населения, обеспечиваемое экономическим ростом и развитием социальной сферы.
1. Аналитико-исследовательская часть диагностики монопоселения.
1.1.Описание Староминского сельского поселения с монопрофильной структурой экономики.
Староминское сельское поселение расположено в живописной северо-западной части Краснодарского края, на берегу тихой реки Сосыка в 180 км от краевого центра – г. Краснодара. Является внутрирайонным территориальным образованием, Староминское сельское поселение включает в себя 2 населенных пункта: станица Староминская и хутор Желтые Копани и два фермерских поселения МТФ-2 СПК «Большевик», и МТФ ОАО «Кавказ», с населением на 01.01.2011 года чуть более 31 тысячи человек, количество постоянных хозяйств (дворов) 11003. Станица Староминская входит в пятёрку самых больших сельских населённых пунктов Краснодарского края, протяженность её с севера на юг – 15 км., с востока на запад – 10 км. Площадь поселения составляет 506 квадратных километров. Административным центром поселения является станица Староминская. Являясь крупным железнодорожным узлом, станица Староминская служит северными воротами Кубани.
Согласно архивным документам Краевого государственного архива, станица Староминская была основана в 1794 году, как куренное селение курень – Минский, в числе первых сорока куреней Черноморского (бывшего Запорожского) казачьего войска, получившего по «жалованной грамоте» императрицы Екатерины II от 30 июня 1792 г., за успехи в русско-турецкой войне 1787-1791 гг., «в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагорию со всей землею, лежащею на правой стороне реки Кубани от устья ее к Усть-Лабинскому редуту, так, чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же - Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли».
20 марта 1794 года Войсковое правительство приказало назначить «всем сорока куреням под селения места...» Для строительства Минского куреня был отведен участок земли на реке Сосыке; северная часть станичного юрта граничила с Донской областью по реке Ея. Свое название Минский курень получил от поселения, существовавшего в Запорожской Сечи.
Первая церковь, во имя Рождества Христова, была открыта в 1810 г. В 1884 году построен храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1909 году - во имя Великомученика и Целителя Пантелеймона.
Станица Староминская размещена на пересечении железнодорожных веток на города Краснодар, Ейск, Батайск и станицу Ленинградскую и служит северными воротами Кубани.
Станицу Староминскую огибают автодороги 2-3 технической категории: Краснодар-Ейск, Староминская-Азов. Кроме того, через станицу проходят автодороги краевого значения: на станицу Кущевскую и станицу Ленинградскую.
На территории Староминского сельского поселения расположены и действуют пять средних общеобразовательных школ, государственное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья (школа построена в послевоенные годы и это был детский дом, затем с 1975 года специальная школа интернат № 8), 8 дошкольных образовательных учреждений (детских садов, яслей), детская музыкальная школа, детская художественная школа; дом детского творчества, детская юношеская спортивная школа. С 1952 года в станице образовано и действует профессиональное училище № 46, ныне ГУ НПО ПУ № 46 для подготовки механизаторов.
Так же имеется сквер, парк имени 30-летия Победы, стадион, зона отдыха на прибрежном участке с юга (вблизи железнодорожного моста на реке Сосыка).
В станице население обслуживается пятью маршрутами маршрутного такси. Протяженность линий внутри станичного сообщения составляет 66 км.
Электроснабжение станицы осуществляется от ТП 220/110/15/10, телефонизация и радиофикация - от ОАО «Ростелеком», водоснабжение – от ООО «Югводоканал-Ейск», теплоснабжение – от 8 котельных МУП «Тепловые сети» и ведомственных котельных. К станице подходит сетевой природный газ с разводящими газопроводами. Из года в год число газифицированных домовладений увеличивается. В станице Староминской имеется канализация с подключенными к ней предприятиями и организациями, жилым сектором.
Староминское сельское поселение, являясь центральным сельским поселением Староминского района, занимает ключевое место в экономике района. Градообразующим предприятием на территории Староминского сельского поселения является ЗАО «Сыродел», в десятку крупных предприятий поселения входят: ОАО «Кавказ», СПК (колхоз) Большевик, ЗАО «Староминская сельхозтехника», ОАО «Староминский элеватор», СПК им. Чапаева, ООО «Прибой», ПО «Староминское Райпо», МУП «Теплоэнергетик», ООО Торговый дом «Аверс», ООО «Дуэт», ОАО «Староминская райгаз». Всего на территории поселения работает более 400 предприятий и организаций.
1.2.Анализ демографической ситуации.
На территории Староминского сельского поселения по состоянию на 1 января 2012 года зарегистрировано 31 629 человек. В 2010 году аналогичный показатель составил 31 242 человека, из них проживало 30 372 человека, в том числе 17 766 человек трудоспособного населения в трудоспособном возрасте (58,5 % от численности населения, зарегистрированного и проживающего на территории поселения).
По состоянию на 01 января 2012 года за пределами Староминского района из числа жителей Староминского сельского поселения работали 870 человек. С учетом удобного расположения Староминского сельского поселения (наличие железнодорожного транспорта, расположение автодорог) поселение считается доступным для трудоспособного населения всех населенных пунктов района и за его пределами (Ростовская область, Ейский, Каневской, Кущевский, Ленинградский и Щербиновский районы Краснодарского края).
В составе населения по месту регистрации в 2010 году в сравнении с 2007 годом:
- численность населения, зарегистрированного на территории поселения, увеличилась на 347 человек или на 1,1 %;
- численность населения, зарегистрированного и проживающего на территории поселения, увеличилась на 69 человек или на 0,2 %;
- численность населения, зарегистрированного и не проживающего на территории поселения, увеличилась на 278 человек или на 47,0 %;
- численность населения, временно зарегистрированного на территории поселения увеличилась на 201 человек или в 3,5 раза.
За 2007-2010 годы на территории поселения изменились динамика численности и средний возраст населения, уровень здоровья и образования.
В 2010 году по сравнению с 2007 годом изменился состав и структура населения Староминского сельского поселения. Население в возрасте:
- от 0 до 10 лет – увеличилось на 156 человек или на 3,8 %;
- от 11 до 18 лет – увеличилось на 56 человек или на 2,9 %;
- от 19 до 30 лет – уменьшился на 58 человек или 1,2 %;
- от 31 до 50 лет – уменьшилось на 23 человек или 0,5 %;
- от 51 до 55 лет – уменьшилось на 82 человека или 1,8 %;
- от 56 до 60 лет – уменьшилось на 32 человек или 0,9 %;
- от 61 до 80 лет – уменьшилось на 157 человек или 2,3 %.
Доля населения моложе трудоспособного возраста составила в 2010 году 20,7 % (2009 год – 20,0 %). Средний возраст населения снизился с 43 лет в 2007 году до 42 лет в 2010 году.
За последние три года произошли изменения в составе населения по уровню образования.
Численность населения, имеющего среднее и высшее профессиональное образование, в 2010 году составила 16 147 человек, что на 922 человека меньше, чем в 2009 году. Доля работников градообразующего предприятия ЗАО «Сыродел» со средним и высшим профессиональным образованием в численности населения поселения, имеющего среднее и высшее профессиональное образование, в 2010 году составила 1,4 %.
В 2010 году в сравнении с 2007 годом численность населения:
- с неоконченным средним образованием – уменьшилась на 57 человек или на 2,3 %;
- средним образованием – уменьшилась на 65 человек (1,3 %);
- со средним профессиональным образованием – уменьшилась на 903 человека (14,8 %);
- с высшим образованием – уменьшилась на 19 человек (0,2 %).
Из работников градообразующего предприятия ЗАО «Сыродел» число имеющих среднее профессиональное образование уменьшилось с 175 до 128 человек; имеющих высшее образование – со 135 до 92 человек.
В 2010 году число умерших превысило количество родившихся на 139 человека, в то время как в 2009 году это превышение составляло 154 человек. Рождаемость за 2010 год снижена в сравнении с 2009 годом на 3 детей. Показатель смертности в 2010 году увеличен по сравнению с уровнем 2009 года на 18 человек.
1.3.Анализ трудовых ресурсов и занятости населения.
Численность трудовых ресурсов в Староминском сельском поселении в 2010 году в сравнении с 2009 годом увеличилась на 113 человека на 0,6 % и составила 17 952 человека. Это составляет 59,1 % от численности населения.
Численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте за четыре года увеличилась на 455человек или на 2,6 % и составила в 2010 году 17 766 человек.
В Староминском сельском поселении в 2010 году численность занятого в экономике населения составила 8 055 человек, что на 2 651 человек меньше, чем в 2007 году. Из них: наибольшая численность работников по видам экономической деятельности:
- «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» – 1 851 человек или 23,0 % от общей численности занятого в экономике населения;
- «здравоохранение и предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» – 939 человек (11,7 %);
- «образование» – 1 281 человека (15,9 %).
По видам экономической деятельности 2010 году в сравнении с 2007 годом численность занятых:
- в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – снизилась на 1 327 человека или на 41,8 %;
- в обрабатывающих производствах (производство пищевых продуктов, включая напитки) – снизилась на 231 человека (24,2 %).
Среднегодовая численность работников градообразующего предприятия ЗАО «Сыродел» в 2010 году в сравнении с 2009 годом снизилась на 69 человек или на 11,2 % и составила 547 человек. Численность специалистов и служащих увеличилась с 91 до 82 человека или на 10,0 %, рабочих неквалифицированного труда – уменьшилась со 157 до 29 человек (81,5 %), рабочих квалифицированного труда – увеличилась с 368 до 436 человек (18,5 %).
1.4.Анализ ситуации на рынке труда.
Численность незанятого населения в трудоспособном возрасте в 2010 году составила 11 034 человека, что в 2,5 раза больше, чем в 2009 году. Из них безработными по методологии Международной организации труда (МОТ) были 9 116 человек или 82,6 % от численности незанятого населения в трудоспособном возрасте. Остальные 1 918 человек или 17,4 % – добровольно незанятое население (по разным причинам).
В государственном учреждении Краснодарского края «Центр занятости населения Староминского района» (далее – центр занятости населения) по состоянию на 01 января 2011 зарегистрировано около 300 организаций Староминского сельского поселения, что составляет 72 % от общего количества организаций Староминского района.
За 2010 год работодателями Староминского сельского поселения заявлено 1 988 вакансии, что на 255 вакансий больше, чем за 2009 год. Из них 1 553 вакансии – по рабочим профессиям и 435 вакансий – для специалистов и служащих.
В поселении одной из наиболее острых проблем рынка труда остается структурный дисбаланс спроса и предложения: соискатели рабочих мест не соответствуют требованиям работодателей, а вакантные рабочие места – требованиям ищущих работу граждан.
По состоянию на 01 января 2011 на рынке труда поселения наиболее востребованы вакансии по рабочим профессиям:
- укладчик-упаковщик;
- водитель автомобиля;
- обработчик птицы;
- пекарь;
- оператор машинного доения;
- продавец широкого профиля;
- тракторист-машинист сельскохозяйственного производства;
- санитарка-мойщица;
- слесарь.
Среди специалистов и служащих наиболее востребованы вакансии:
- врач (различной квалификации);
- юристконсульт;
- инженер - технолог;
- медицинская сестра.
Уровень регистрируемой безработицы в сравнении с прошлым годом увеличился на 0,1 % и составил 1,6 %.
В Староминском сельском поселении отмечается нехватка населения в возрасте до 24 лет, так как работодатели отдают предпочтение молодежи с начальным и средним профессиональным образованием.
Хронически остаются незаполненными вакансии трактористов, водителей, пекарей.
Ежегодно возникает сезонная потребность в плотниках, столярах, каменщиках. Градообразующее предприятие ЗАО «Сыродел» отдает предпочтение физически выносливым молодым людям в возрасте от 20 до 35 лет. За 2009 год с данного предприятия уволился каждый пятый человек. Наблюдается высокая текучесть кадров среди рабочих по профессиям: укладчик-упаковщик, грузчик, мойщик сыра, оператор расфасовочно-упаковочного аппарата, слесарь-ремонтник, прессовщик сыра. На данные вакансии, в основном, принимаются мужчины до 35 лет.
1.5.Анализ финансово-экономического положения и технологических связей градообразующего предприятия.
Староминский ЗАО «Сыродел» расположен в северной степной зоне Краснодарского края в 200 км от краевого центра г. Краснодара и в 120 км от областного центра Ростовской области г.Ростова-на-Дону.
История ЗАО «Сыродел» начата в 1951 году. Из бывшего сепараторного отделения выросло специализированное сыродельное предприятие, которое хранит сыродельные традиции на протяжении 50 лет.
Сегодня ЗАО «Сыродел» – современное компьютеризированное предприятие мощностью переработки 200-250 тонн молока в сутки. Сыродельное производство оснащено датской линией «Гадан», «Тетра Пак». В аппаратном цехе работают шведские линии «Альфа Лаваль». Мощность сыродельной линии составляет 14 тонн в сутки. Все технологические процессы варки, прессования сыра, мойки оборудования управляются с помощью компьютеров. Используя опыт европейских стран ЗАО «Сыродел» одним из первых приступил к применению пленки «Криовак». Для созревания сыра имеются вместительные сырные камеры, где автоматически поддерживаются все заданные технологические параметры микроклимата. Маслоцех оборудован линией по производству масла животного путем преобразования высокожирных сливок мощностью 7 тонн масла в сутки. В цельномолочном цехе ежедневно производится до 20-25 тонн сметаны. В сентябре 2005 года пущен в эксплуатацию новый творожный цех, который оснащен линией для производства творога до 6,5 тонн в сутки и автоматами типа «ПАСТ-ПАК» для расфасовки его в пластиковые стаканчики. Особое значение на предприятии придается внешнему виду товара, его упаковке, чтобы он был легко узнаваемым среди множества других. Вся продукция ЗАО «Сыродел» сертифицирована.
Территория завода составляет 3,2 га. Главный производственный корпус представляет собой кирпичное здание, построенное в 1992 году. В период с 1992 по 1996 год введены в действие автогараж, котельная, аммиачная компрессорная, цех вторсырья, складские помещения, стройцех. В 1999 году начал действовать цех по обслуживанию и ремонту фреоновых холодильных установок. Эта бригада выполняет ремонтные работы молокоохладителей и холодильных установок в хозяйствах – сдатчиков молока. В 2000 году пущен в эксплуатацию новый производственный корпус, в котором разместились цельномолочный цех с холодильными камерами, бытовые помещения и актовый зал.
Расширение производства ведется за счет собственных средств. Объем инвестиций в 2010 году составил около 30,0 млн. рублей.
В ЗАО «Сыродел» активно занимается формированием сырьевой зоны через товаропроизводителей агропромышленного комплекса и индивидуального сектора северной зоны Краснодарского края. Для этого руководство завода не только поддерживает длительные контакты со всеми хозяйствами-сдатчиками, но и изыскивает новые направления в вопросах получения сырья.
Таким образом, деятельность предприятия характеризуется относительно благополучной и устойчивой социально-экономической обстановкой, что является важным условием для успешной реализации инвестиционных и организационно-управленческих проектов.
Объем отгруженной продукции ЗАО «Сыродел» в 2010 году составил 1243,1 млн. рублей, что на 64,6 млн. рублей или на 4,9 % меньше, чем за соответствующий период прошлого года. Это объясняется уменьшением переработки молока, а также снижением спроса на производимую предприятием продукцию, что в свою очередь обусловлено высокой себестоимостью и, как следствие, ценой реализуемой продукции. Высокая цена – следствие значительного увеличения затрат. Основное влияние на себестоимость продукции оказывает цена на сырье, составляющая в структуре сметы затрат 74% и возросшая по сравнению с аналогичным периодом 2009 года более, чем на 29 %.
В настоящее время на заводе работают 530 человек, которые имеют круглогодичную занятость. Наработанный опыт передается из поколения в поколение. На заводе сложились семейные династии, которые своим трудом и профессионализмом помогают добиваться высоких экономических показателей деятельности предприятия.
В настоящее время специалисты ЗАО «Сыродел» ведут работу по увеличению ассортимента выпускаемой продукции.
Результатом финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Сыродел» за анализируемый период времени является прибыль, которая в 2010 году уменьшилась в 4,5 раза по сравнению с прошлым годом и составила 19,7 млн. рублей.
1.6.Анализ развития промышленности.
В Староминском сельском поселении промышленность представляют 4 предприятия, отнесенные к крупным и средним и ведущие следующие виды экономической деятельности: производство пищевых продуктов, включая напитки (ЗАО «Сыродел», ООО «Прибой»), производство машин и оборудования (ЗАО «Староминская сельхозтехника»), производство, передача и распределение энергии, газа, пара и горячей воды (МУП «Теплоэнергетик»). Значительную долю в структуре промышленного производства занимают «обрабатывающие производства».
Объем отгруженных товаров по предприятиям промышленности в 2010 году снизился на 34,5 млн. руб., в связи со снижением покупательского спроса и возросшей конкуренцией на рынке сбыта продукции, производимой предприятиями. Основное снижение произошло по ЗАО «Староминская Сельхозтехника» –26 416,0 тыс. руб.
На предприятиях промышленности увеличилась среднемесячная заработная плата. По видам экономической деятельности темп роста среднемесячной заработной платы выглядит следующим образом:
- производство пищевых продуктов, включая напитки: темп рост составил в 2009 году – 111,9 %, в 2010 году – 107,7 %;
- производство машин и оборудования: темп роста в 2009 году – 109,3 %, в 2010 году – 109,7%;
- производство и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды: темп роста в 2009 году – 145,3 %, в 2010 году – 84,8 %.
1.7. Анализ малого бизнеса.
По итогам 2010 года в Староминском сельском поселении осуществляют свою деятельность 2,1 тысяч субъектов малого предпринимательства, что на 6,6 % меньше, чем в 2009 году. Численность занятых в малом предпринимательстве в 2010 году составила 5,5 тыс. человек, что на 12,2 % больше чем в 2009 году.
На территории Староминского сельского поселения осуществляют деятельность 426 объектов потребительской сферы, из которых 235 - розничной торговли, 46 предприятий общественного питания. Одна из положительных тенденций развития потребительского рынка – увеличение количества предприятий торговли, общественного питания, предоставляющих населению широкий ассортимент товаров и услуг. Оживился также рынок бытовых услуг, представленный 145 субъектами, в котором наибольший удельный вес занимают услуги парикмахерских – 38,6 %, услуги по ремонту и техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств – 20,7 %, услуг по пошиву изделий – 7,6 %, услуг по ремонту и техническому обслуживанию бытовой техники – 7,5 %.
Динамика развития малого бизнеса свидетельствует о незначительном, но стабильном развитии предпринимательства в Староминском сельском поселении.
В целях развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства с 2011 года реализуется программа «Поддержка и развития малого и среднего предпринимательства в Староминском сельском поселении Староминского района» на 2011 – 2013 годы. Общий объем финансирования из местного бюджета на 2011г. - 231 тыс. рублей. Программой предусмотрено возмещение (субсидирование) части затрат на уплату процентов по кредитам кредитных организаций, полученным субъектами малого и среднего предпринимательства не ранее 2010г. и направленным на:
1) реализацию инвестиционных проектов, одобренных администрацией Староминского сельского поселения;
2) строительство зданий и сооружений для использования по основному виду деятельности (за исключением розничной торговли и общественного питания), приобретение земельных участков, производственных зданий и сооружений для расширения производственных мощностей;
3) приобретение машин и технологического оборудования, включая его доставку, монтаж и пуско-наладочные работы;
4) приобретение грузового и специализированного транспорта для производственных целей, кроме легкового автотранспорта;
подключение к инженерным сетям;
5)сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям, осуществляющим жилищное строительство при наличии справки администрации МО Староминский район, что ранее в отношении данного участника отбора не было принято решение об оказании аналогичной поддержки за счет средств районного бюджета либо сроки предоставления поддержки истекли.
В итоге реализации программы в 2011 году администрация Староминского сельского поселения с целью оказания помощи малым формам хозяйствования в принятии участия в «Кубанской сельскохозяйственной выставке – ярмарке» оплатила аренду выставочной площади для размещения продукции и экспонатов за трех участников в ярмарке на сумму – 5,4 тыс. рублей.
1.8.Анализ сельского хозяйства.
Староминское сельское поселение является одним из важнейших сельскохозяйственных регионов на Кубани. Богатые почвы и хорошие климатические условия создают широкие возможности для развития всех отраслей сельского хозяйства. На сегодняшний день потребители с большим доверием относятся к отечественной продукции сельского хозяйства, нежели к их импортным аналогам
Сельское хозяйство представляют 9 предприятий, 176 крестьянских (фермерских) хозяйства, 11 003 личных подсобных хозяйств. Наиболее крупными предприятиями являются такие, как ОАО «Кавказ», СПК «Большевик» и СПК им. Чапаева.
Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, хозяйства населения) в 2010 году составил 280,8 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 33,6 процента больше уровня 2009 года.
В хозяйствах всех категорий валовой сбор зерна (в весе после доработки) составил 138,7 тыс. тонн (115,8 % к уровню 2009 г.), сахарной свеклы (фабричной) – 161,7 тыс. тонн (98,1 %), подсолнечника – 9,9 тыс. тонн (91,7 %), картофеля – 5,2 тыс. тонн (173,3 %), овощей – 3,7 тыс. тонн (108,8 %).
В структуре производства зерновых, по сравнению с 2009 годом, увеличилась доля ячменя, пшеницы, однако сократилась доля овса, кукурузы, гороха.
В 2010 году поголовье сельскохозяйственных животных сократилось по сравнению уровнем 2009 года: свиней – на 54,7 %, овец и коз – на 27,3 %, крупного рогатого скота – на 12,3 %.
Отрасль растениеводства
В отрасли растениеводства в 2010 году посевная площадь по хозяйствам АПК составила 49,2 тыс. га, что на 9,5 тыс. га больше, чем в 2009 году.
Зерновые и зернобобовые культуры возделывались на площади 31,2 тыс. га (на 7,4 тыс. га больше уровня 2009 года). Урожайность культур составила 47,7 ц/га, что на 3,8 ц/га выше уровня прошлого года.
Сахарная свекла возделывалась в 2010 году на площади 4,9 тыс. га, что на 1,3 тыс. га выше уровня 2009 года. Урожайность составила 368,6 ц/га (в 2009 году –414,5 ц/га). Снижение урожайности объясняется недостатком влаги в почве и воздушной засухой.
Подсолнечник возделывался на площади 6,4 тыс. га или 120,8 % к уровню прошлого года. Урожайность – 26,1 ц/га, что на 3,5 ц/га больше уровня 2009 года.
Кормовые культуры выращивалась на площади 6,4 тыс. га или 95,5 % к уровню 2009 года.
По итогам 2010 года в Староминском сельском поселении содержалось 9 536 голов КРС, в 2009 году – 10 873 голов. Численность свинопоголовья в 2010 году составила 5 405 голов, в 2009 году – 11 931 голова. За 2009 год произведено молока 21,7 тыс. тонн, что на 10,2 % больше уровня 2009 года.
Производство яиц в 2010 году увеличилось на 1,7 млн. шт. к уровню 2009 года и составило 6,2 млн. шт.
1.9.Анализ коммунальной инфраструктуры.
Энергоснабжение
Подача электроэнергии в поселение осуществляется через подстанцию 220/110/35/10 кВ «Староминская». Подстанция обеспечивает электроэнергией другие муниципальные образования северной части Краснодарского края – Староминский, Щербиновский, Кущевский, Ленинградский, Ейский районы и г.Ейск. По данным ОАО «Кубаньэнергосбыт», в Староминском сельском поселении среднегодовое потребление электроэнергии составляет 5 150 000 квт/ч. Нормативный уровень загрузки подстанции составляет 85 %. В настоящее время завершена реконструкция подстанции. Ведутся пуско-наладочные работы. Мощность подстанции увеличится в 2 раза с 125 до 250 МВт.
Водоснабжение
Водоснабжение Староминского сельского поселения осуществляется Староминским эксплуатационным участком РЭУ – ООО «Югводоканал-Ейск» из водозаборных скважин Ленинградского района. Подача воды в поселение осуществляется по линии магистрального водопровода МВ 1 двумя насосными станциями, состояние насосного оборудования удовлетворительное.
ООО «Югводоканал-Ейск» эксплуатирует в Староминском сельском поселении 126,4 км. водопроводных сетей, общий процент износа сетей составляет 70 %.
Количество населения, пользующегося водопроводной питьевой водой, проживающих в домах индивидуального жилищного фонда составляет более 22,2 тыс. человек; в многоквартирных домах - составляет более 5,3 тыс. человек. Оснащённость приборами учёта составляет 95 %.
Уровень потерь в разводящих сетях составляет 40 %.
Услугой централизованного водоотведения обеспечено 25% населения (многоквартирные жилые дома, некоторые частные жилые домовладения). Общая протяженность канализационных сетей составляет 25 км, 10 км – канализационные сети МПК «Староминский» ЗАО фирма «Агрокомплекс», 11,7 км – на балансе у Староминского сельского поселения. Степень износа существующих очистных сооружений – 90%.
Газоснабжение
Подача природного газа в поселении осуществляется через ГРС ст. Староминская от магистрального газопровода высокого давления Ленинградская-Ейск. Обеспечением населения и предприятий поселения природным газом занимается ОАО «Староминскаярайгаз» и Староминский участок по транспортировке газа ООО «Газпроммежрегионгаз Краснодар».
Теплоснабжение
Теплоснабжение Староминского сельского поселения осуществляет МУП МО Староминский район «Теплоэнергетик». На территории сельского поселения расположено 11 отопительных котельных, протяженность тепловых сетей составляет 12 км, общий годовой отпуск тепловой энергии составляет 31,5 тыс. Гкал, износ тепловых сетей – 64%, котельного оборудования – 81%.
1.10.Анализ улично-дорожной сети.
Общая протяженность улично-дорожной сети составляет 187,57 км дорог, из них: с твердым покрытием (асфальтированные) – 54,67 км, в том числе дороги, находящиеся в краевой собственности – 9,6 км. Дорог с гравийным покрытием – 44,17 км.
На территории Староминского сельского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения, повышения пропускной способности улично-дорожной сети, снижения вредного воздействия продуктов автотранспортного комплекса на окружающую среду и здоровья населения, улучшения экологической безопасности природной среды, в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «ОБ автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и решением Совета безопасности при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края от 2 сентября 2008 года №36 «О состоянии безопасности дорожного движения и мерах по сокращению аварийности в Краснодарском крае» издано постановление администрации Староминского сельского поселения от 26.08.2009 года № 308 «Об утверждение схемы движения транзитного автомобильного транспорта и транспорта перевозящего опасные грузы через станицу Староминскую», в котором утверждены маршруты движения транзитного автомобильного транспорта и транспорта перевозящего опасные грузы через станицу Староминскую, в связи с отсутствием объездных дорог.
Схема движения транзитного автомобильного транспорта и транспорта перевозящего опасные грузы по ст. Староминской
Маршрут № 1 – подъезд к а/д Азов – Александровка – Староминская со стороны a/д Кущевская – Староминская по ул. Красная площадь – ул. Александровская – ул. Ленина.
Маршрут № 2 – подъезд к а/д Краснодар – Ейск со стороны а/д Староминская – Ленинградская по ул. Железнодорожная.
В целях совершенствования организации транспортного обслуживания населения Староминского сельского поселения Староминского района в соответствии с Законом Краснодарского края от 07.07.1999 года № 193-КЗ «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае», Федеральным законом от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» было разработано постановление главы Староминского сельского поселения от 27.11.2006 года № 1057/1 «Об утверждении паспортов стоянок легковых таксомоторов». В соответствии с которым были определены места стоянок легковых таксомоторов в черте границ Староминского сельского поселения, оборудованы знаками «Стоянка такси» и согласованы с ОГИБДД по Староминскому району. Утверждены паспорта стоянок легковых таксомотор.
В муниципальном образовании Староминский район осуществляет свою деятельность Староминский линейный участок связи Западного узла электросвязи, предоставляющие услуги электрической связи на территории 1060 км?.
1.11. Анализ информационно-коммуникационной инфраструктуры.
Староминский участок в составе 59 человек оказывает населению и организациям района все виды традиционных услуг электрической связи, включающие в себя местную, междугородную и международную, телеграфную связь, а также новые виды услуг, такие как Интернет:
- по коммутируемому доступу;
- по выделенной линии;
- с использованием технологии ADSL;
- интеллектуальную сеть связи («Универсальный почтовый ящик», «Звонок за счет вызываемого абонента», «Сказки по телефону», «Аудиоконференцсвязь»).
Монтированная емкость телефонной сети составляет 8 048 номеров.
Задействованная емкость – 7200 номеров.
Уровень цифровой местной телефонной связи составляет 94 %. Дальнейшее развитие телефонной сети осуществляется на базе цифровой телефонной станции Si – 2000. Необходимо отметить, что Староминский район стал первым сельским цифровым районом в России. В настоящее время уровень обеспеченности предприятий и организаций района информационными ресурсами сети Интернет составляет 70 %.
Количество пользователей услуг широкополосного доступа к сети Интернет (ШПД) – 2000 чел., что составляет 27,8 % от общего числа абонентов. Количество основных телефонных аппаратов на 100 человек населения образования на 1 января 2010 года составило 23,6.
На 1 января 2011 года общая протяженность линий связи по району составила 3934,7 км.
На территории района установлено 28 таксофонов, в том числе в Староминском сельском поселении – 16. В рамках государственных программ «Дети России» и «Образование» Староминским ЛТУ подключены 10 средних общеобразовательных школ к сети Интернет.
В поселении осуществляет свою деятельность четыре оператора сотовой связи: МТС, Мегафон, Билайн и Tele 2. На территории района имеется 10 отделений почтовой связи управления федеральной почтовой связи Краснодарского края, в том числе в Староминском сельском поселении – 6.
Перспективы развития почтовых услуг и услуг связи:
1. Дальнейшее улучшение качества обслуживания населения и корпоративных клиентов.
2. Внедрение системы менеджмента качества.
3. Открытие новых ОПС.
4. Открытие пунктов коллективного доступа в Интернет в ОПС.
1.12.Анализ состояния бюджетной системы.
За 2010 год в бюджет Староминского сельского поселения поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 85,0 млн. руб. В сравнении с предыдущим годом поступления увеличились на 14,3 %, или на 10,6 млн. руб.
В структуре поступления доходных источников бюджета поселения наибольший удельный вес занимают доходы от вышестоящих бюджетов бюджетной системы РФ 16,2 %, земельный налог 41,6 %, НДФЛ 26,0%.
По состоянию на 1 января 2011 года недоимка по платежам в бюджет поселения составила 81,7 млн. руб. Наибольший удельный вес (87,8 %, или 71,7 млн. руб.) в общем объеме недоимки занимает налог на доходы физических лиц, доначисленный в результате выездных налоговых проверок налогоплательщиков. Недоимка в бюджет поселения в течение 2010 года увеличилась на 21,8 млн. руб.
Общий объем расходов бюджета поселения за 2010 год составил 102,2 млн. рублей.
В расходах бюджета поселения в 2010 год доля расходов на социальную сферу – 33,7 %, жилищно-коммунальное хозяйство составила– 24,7 %, на культуру, дорожное хозяйство – 9,8 %, на строительный комплекс - 8,5 %. По жилищно-коммунальному хозяйству в 2010 году освоено 35,3 млн. руб., что составляет 122,1 % к объему 2009 года, которые направлены на благоустройство, ремонт дорог, инженерных и электрических сетей на территории поселения. На оказание бюджетных услуг населению в области культуры и проведение культурных мероприятий в 2010 году направлено 34,4 млн. руб., что соответствует уровню 2010 года.
1.13. Потенциальные возможности Староминского сельского поселения и его преимущества.
Анализ и оценка социально-экономической ситуации и условий развития Староминского сельского поселения позволяют выделить конкурентные преимущества муниципального образования.
1. Выгодное географическое положение.
Староминское сельское поселение расположено на севере Краснодарского края в 182 км от г. Краснодара. Площадь территории поселения составляет 585,6 км?. Староминское сельское поселение Староминского района расположено на границе с Ростовской областью. Удалённость от административного центра Ростовской области – г. Ростова–на–Дону составляет 120 км. Староминское сельское поселение находится в непосредственной близости к Ейскому и Азовскому морским портам расстояние 70 и 80 км соответственно. Одно из важнейших преимуществ Староминского сельского поселения Староминского района заключается в его непосредственной близости к стратегическим путям сообщения, проходящим непосредственно через поселение.
2. Наличие природных полезных ископаемых.
Источниками природного сырья на территории Староминского сельского поселения Староминского района являются существующие значительные запасы чернозема, пресной воды, значительные запасы общераспространенных полезных ископаемых:
-общераспространенные полезные ископаемые: глина, вода, песок (с большим содержанием глины);
-почвы в поселении – обыкновенные (карбонатные) черноземы, которые сформированы на тяжелых лессовидных суглинках и бурых глинах, с богатым содержанием питательных элементов, что позволяет заниматься высокоэффективным земледелием и скотоводством;
-артезианская вода пригодна для хозяйственно-питьевых целей.
3. Производство.
Промышленность представлена 4 предприятиями (производство пищевых продуктов, включая напитки – ЗАО «Сыродел», ООО «Прибой»; производство машин и оборудования – ЗАО «Староминская Сельхозтехника»; производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды – МУП МО Староминский район «Теплоэнергетик»). Отрасль строительства представлена ООО «Кирпичный завод», ООО «Модуль», ЗАО «СТАЭР», ООО «Архстройсервис». В производстве с/х продукции занято 3 крупных с/х предприятия, 176 фермерских хозяйств и 11 003 ЛПХ. В сельском хозяйстве работают: ОАО «Кавказ», СПК «Большевик», которые в последние годы входят в число 300 лучших сельхозтоваропроизводителей России, а также СПК им. Чапаева. Плодородные почвы, благородный климат для выращивания многих сельскохозяйственных культур. Наличие на территории поселения образовательного учреждения начальной профессиональной подготовки кадров сельского хозяйства – ГОУ НПО ПУ-46. Потребительский спрос населения полностью обеспечен предложением основных потребительских товаров и услуг. Развиты сетевые формы торговли, функционирует 1 рынок универсального типа, представлена торговая сеть «Магнит». На территории поселения находится пионерский лагерь «Камышинка», база отдыха на берегу реки Сосыка.
3. Сельское хозяйство.
Развитое сельское хозяйство, сельскохозяйственный потенциал, наличие технологий увеличения урожайности сельскохозяйственных структур, улучшение качества полученной сельскохозяйственной продукции.
4. Развитая разветвленная инженерная инфраструктура.
5. Экологическая обстановка
Атмосферный воздух на территории Староминского сельского поселения, по сравнению с высоко урбанизированными территориями Краснодарского края является более чистым. Экологическая ситуация на территории поселения удовлетворительная.
6. Наличие свободных территорий и производственных площадок.
На территории поселения сформирована промышленно-производственная зона площадью около 800 га для размещения инвестиционных площадок.
7. Деловой климат.
В Староминском сельском поселении созданы благоприятные условия для ведения бизнеса. Имеется развитая сеть страховых и кредитно-финансовых учреждений, которые оказывают весь спектр услуг в этом секторе экономики. Проведенный анализ социально-экономической ситуации, резервов и потенциальных возможностей развития поселения свидетельствует об обеспеченности производственными и трудовыми ресурсами для формирования диверсифицированной экономики, но имеет достаточно низкий потенциал для самостоятельного развития.
1.14.Анализ конкурентных возможностей Староминского сельского поселения.
Таблица 1 - Анализ сильных и слабых сторон Староминского сельского поселения, а также возможностей и угроз развития со стороны внешней среды.