ПОТРЕБИТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ
ЭТО BAЖНО знать не только продавцу и производителю, но и самим покупателям. Тогда можно смело защищать, не боясь ошибиться. Зачастую, при нарушении своих прав люди просто не знают как поступить, куда обращаться, чего требовать. Наиболее распространенные вопросы потребителей мы задали Валентину Георгиевичу Ивахненко, заместителю начальника территориального отдела Роспотребнадзора в Каневском, Ленинградском, Староминском районах.
- Приобрел стиральную машину, прошло три месяца, а она сломалась. Что делать?
- Когда приобретен товар ненадлежащего качества или его свойства были утеряны во время гарантийного срока, то все претензии в письменном виде предъявляются продавцу. Если возникнут затруднения при составлении письменной претензии, то можно прийти к нам, специалисты помогут подготовить документ грамотно в соответствии с установленными требованиями закона.
- Приобрел сыну телефон, не понравился, имею ли я право его поменять?
- Нет, товар такого наименования обмену не подлежит, как и все товары, которые имеют гарантийный срок годности. Сотовый телефон относится к категории сложных бытовых и электронных устройств. Они имеют определенный производителем срок гарантии, а при продаже оформляется гарантийный талон. Если дома вы разглядели покупку внимательнее и вам что-то не понравилось (например, цвет), но телефон исправен, права на замену у вас нет.
- Холодильник более 45-ти суток в ремонте. Каковы должны быть мои действия в такой ситуации?
- В случае обнаружения технических недостатков в сложном бытовом предмете, коим является холодильник, потребитель вправе отказаться от покупки и вернуть деньги, либо требовать безвозмездного ремонта.
Если установлено, что это гарантийный случай и поломка произошла не по вине потребителя, а срок ремонта превышает установленный в договоре, потребитель вправе отказаться от покупки и полностью возместить стоимость товара.
-Пластиковые окна установлены неправильно. Зимой «запотевают», появляется сырость на подоконнике. Как быть в данной ситуации, виноват производитель окон или установщик?
-Под словами «неправильно установлены», что имеется в виду? Криво поставлены, неровно? Чтобы избежать такой ситуации, надо самому быть предельно осторожным.
Во-первых, в договоре с установщиком должны быть прописаны требования к качеству окон. Во-вторых, после установки составляется акт совершенных работ, и этот акт подписывается заказчиком, как правило, «не глядя».
Что же касается дефектов, которые возникают позже (запотевание, отсыревание), то это не относится к качеству окон. Это относится к качеству монтажа, поэтому выбирайте профессионального мастера.
- Возможно ли предъявить претензии по качеству товара (шуба), если он приобретен на ярмарке в Краснодаре, а производитель находится в Твери?
- Да, претензии предъявить можно. Но не изготовителю, а продавцу. Ведь именно он предоставляет вам некачественный товар. Если продавец провел ярмарку и уехал, претензии направляйте письменно заказным письмом. Либо решайте вопрос через суд.
- Приобрел в магазине сотовый телефон, выявил в нем недостаток в тот же день. Сдал его на экспертизу. Дефект не подтвердился, но главная функция не работает. Что делать?
- В соответствии с законом экспертизу должен проводить эксперт, лицензированный производителем товара. Если было установлено, что телефон исправен, не имеет дефектов и заключение у вас на руках, в таком случае право потребителя - обратиться в суд и обжаловать заключение эксперта. Или, для начала, обратитесь к нам в Роспотребнадзор с этим документом, мы его изучим и подскажем дальнейшие действия.
- Приобрел дрель, уже третий раз отправляю на ремонт, могу ли вернуть себе деньги?
- Здесь действует то же правило, о котором говорилось ранее. Дрель -сложный технический электроприбор. Вернуть деньги можно только если имеются существенные недостатки или невозможно было использовать товар более тридцати дней в течение гарантийного срока (сразу или по десять дней три раза). По истечении этого времени покупатель может требовать возврата уплаченной суммы. А вообще, третий ремонт (в случае поломки не по вине покупателя, а по вине производителя) уже является существенным недостатком. Покупатель получает право расторгнуть договор купли-продажи.
- Приобрел стиральную машину. Она сломалась во время действия гарантийного срока. Продавец порекомендовал отремонтировать за свой счет. Могу ли я предъявить чек за ремонт продавцу?
-Гарантийное обслуживание производится на безвозмездной основе в специализированных гарантийных мастерских. На продавца возложена обязанность обеспечивать качество товара. Не надо его никуда везти самостоятельно, это должен делать продавец. Если экспертиза показала, что поломка вызвана неправильной эксплуатацией или монтажом, то продавец вправе взыскать с покупателя стоимость транспортировки, экспертизы и ремонта.
- При установке сплитсистемы специалист повредил телевизионный кабель, могу ли я призвать его к ответу?
- При установке сплит-системы вы заключаете договор на качество оказываемых услуг, и если вам повредили кабель, то установщик обязан устранить все поломки, которые совершил. При отказе в выполнении обязательств смело обращайтесь в суд. -как поступить, если магазин не предоставляет книгу жалоб?
- В правилах купли-продажи четко и ясно написано, что каждое юридическое лицо и индивидуальный предприниматель должны иметь книгу жалоб и предложений. Она нужна не только для негативных отзывов, можно поблагодарить персонал за качество обслуживания. А если книгу вам не дали, сказав, что ее просто нет, то пишите жалобу к нам в Роспотребнадзор.
Самое главное право потребителя - это самому определять, где, когда и какой товар приобретать. Поэтому, если вы заметили какие-либо нарушения, обращайтесь к представителям Роспотребнадзора по тел.: 4-30-67, 5-74-97.