ПЕРСОНАЛЬНОЕ ПРИГЛАШЕНИЕ
Граждан предупредят о положенных им льготах
Со следующего года граждане будут получать уведомления о том, какие социальные услуги им положены. Как это будет происходить...
Многие россияне имеют право на меры социальной поддержки от государства, но не получают их, потому что не знают, что именно им положено и в какую организацию нужно обратиться, чтобы их предоставили. Время от времени для получения такой информации люди прибегают к услугам коммерческих ресурсов. Мало того, что люди за неё платят, они ещё и получают зачастую недостоверную информацию. Уже в 2020 году информация о возникновении прав на меры поддержки будет направляться 70-80% потенциальным получателям. Как это будет происходить. Есть определенные виды жизненных событий, которые мы видим в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Например, рождение ребенка, установление инвалидности, смерть, снижение дохода ниже уровня прожиточного минимума, достижение пенсионного или предпенсионного возраста. И при возникновении таких жизненных событий людям и будут приходить уведомления о том, какие виды социальной помощи, льготы им положены на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Как именно будут приходить уведомления?
В 2020 году - через портал госуслуг. В личный кабинет человека будет приходить уведомление: в связи с таким-то жизненным событием у вас появилось право на получение таких-то мер социальной поддержки, и для их получения вам необходимо обратиться туда-то. Если для этого человеку нужно написать заявление и это возможно сделать в электронном виде - тут же будет предлагаться перейти по ссылке.
С 2021 года информирование начнется и по другим каналам. Например, при согласии человека, выраженном на сайте госуслуг, ему будут приходить уведомления в смс-сообщениях.
Следующий канал - Единый контакт-центр, в котором человек сможет себя идентифицировать через кодовое слово или биометрические данные для получения нужной информации. Также информацию обо всем списке положенных ему льгот и соцуслуг в 2022 году человек сможет получать в МФЦ, Пенсионном фонде РФ (ПФР), Фонде социального страхования, иных организациях, предоставляющих меры социальной защиты.
А если человек не зарегистрирован на сайте госуслуг, он не начнет получать уведомления со следующего года?
Наша задача - создать реально работающий механизм, который охватит максимальное количество граждан. Действительно, у нас в настоящее время зарегистрировано на портале госуслуг более 80 миллионов человек, это не все жители России. Кроме того, многие люди, единожды зарегистрировавшись, редко заходят на него и даже не помнят логин и пароль. Особенно это касается пожилых людей. В этом случае человек сможет получить информацию через Единый контакт-центр по телефону. Узнать можно будет также на стендах социальных учреждений, органов соцзащиты, МФЦ, в учреждениях медико-социальной экспертизы.
Единый контакт-центр заработает со следующего года или с 2021-го?
С осени 2020 года. Правда, сначала - в пилотном режиме. Это будет единый бесплатный для звонков по России номер телефона. У контакт-центра будет два уровня. Первый уровень будет обрабатывать все обращения автоматически и, конечно, круглосуточно без участия человека. Это будет робот, который распознает голос, идентифицирует человека и может предоставить ему информацию о мерах соцподдержки. Наша задача сделать так, чтобы максимальный объем обращений обрабатывался автоматизированно. Если робот по какой-то причине не сможет вам помочь, он переключит вас на организацию, которая помочь сможет, например, на Пенсионный фонд или органы соцзащиты. Если вопрос задан в нерабочее время, робот направит его в организацию офлайн, а ответ человек получит в рабочее время.
Система будет запускаться в два этапа. Первый - ближе к осени 2020 года, примерно одновременно во всех регионах заработает робот. Второй этап - в 2020 году в семи регионах (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Алтайский край, Севастополь, Пензенская область).
Остальные регионы подключатся к этой работе в 2021 году.
В каких случаях робот не сможет помочь?
Например, вы подали заявление на получение какой-то меры поддержки, а вам отказали. И вы хотите получить дополнительную консультацию, связанную с особенностями ситуации. Для таких случаев, конечно, нужен живой специалист. Связаться с ним поможет робот. С 2021 года роботы будут на связи со всеми социальными службами - от федеральных до муниципальных - во всех регионах.
150 событий в жизни человека могут порождать соответствующие права на получение определенных мер социальной поддержки - помощи и льгот. Принципы и правила работы единого контакт-центра, сроки, в течение которых служащие должны будут ответить человеку после обращения в него, будут прописаны в специальном нормативном документе, который сейчас разрабатывается минтрудом и в конце 2020 года должен быть принят правительством России.