«Утрата народом традиционной культуры, её художественной ценности есть гибель нации
и её существования», - сказал великий русский композитор М. Мусоргский.
Семья со свадьбы начинается
Одно из самых значимых событий в жизни человека – свадьба. Народный взгляд на безбрачие всегда был весьма негативным. Состояние вне брака для взрослого человека считалось неправильным, делало его в глазах сельской общины неполноценным, а иногда и безнравственным. Безбрачие, так же как бездетность, считалось наказанием Божьим. С православной точки зрения (а казаки – это, в первую очередь, люди верующие), долг каждого человека, если он не совсем больной, создать свою малую церковь (семью) или служить Богу по обету безбрачия. Но никак не ведя разгульный образ жизни, оставаясь свободным от всяких обязательств.
Традиций в свадебных обрядах множество, в каждом селении были свои, особые. Вот, например, одна из самых распространённых у казаков. Невеста, прося благословения, опускалась перед родителями на колени в знак покорности, и обязательно на шубу, которой потом застилали поставец (место жениха и невесты за свадебным пиром), и просила у них прощения. Жених также, стоя на шубе, просил прощения у своих родителей, но не на коленях. Родители благославляли детей иконами (которые оставались у молодых) и караваем хлеба. Всё это происходило торжественно, с песнями. Благославив дочь, отец накрывал её лицо короткой фатой (от дурного глаза) и вёл к её месту. Но рядом жених садился не сразу, а только заплатив выкуп младшим братьям невесты. Торг был очень весёлым, как и сватовство перед свадьбой. Обычно сваты говорили, что, мол, в этот двор залетела голубка. Или так: «У нас барашек-бегунок, а у вас ярочка. Будем ярочку брать». Сваты со стороны невесты отвечали: «Мы не будем отдавать, а будем продавать», и начинался весёлый торг. А ещё в домах молодых на печи делали писи (надписи) углём. По старинной традиции во время свадьбы за третьим тостом на белёной стенке печи гости записывали, кто что дарит молодым на обзаведение. И всё с юмором. Например: «Иван дарит корову, что гребёт полову», то есть курицу. Кто-то дарил телёнка, кто-то поросёнка. Но животных не принесёшь на свадьбу, а у кого-то корова ещё не отелилась или свинья не опоросилась, вот и записывали. Позже, когда подарки приносили, из списка вычёркивали обещанное. Забывчивым не стеснялись напомнить о долге. Отсюда и детская игра на куриной косточке «Бери да помни».
Жизненные вехи
До 40 дней ребёнка старались вообще никому не показывать. Только по истечении этого срока, после того, как мать взяла разрешительную молитву в храме, могли приходить гости, поздравлять семью с пополнением.
Семейных праздников, связанных с детьми, было много. Так, если ребёнок не пошёл вовремя, совершался обряд, при котором «резали путы». Или же этот обряд совершали, когда ребёнок только делал первые шаги, чтобы меньше падал. Обычно бабушка брала нож и на земле перед малышом делала символические разрезы. Собирались родные и близкие за столом, несли подарки также, когда у ребёнка первый зубик покажется.
Это неправда, что русский народ и казаки много пили. Поводу, чтобы собраться за столом, конечно, были рады. Накрыть стол было несложно, потому что каждый приносил свои угощенья, но не ради пьянки. Многие ещё помнят, как собирались старшие. Выпьют по первой, по второй… Третья чарка – поминальная. И запели, и пошло веселье, но мало кто потом ещё пил.
Застолье всегда было связано со значимым событием в семье. Дней рождений не отмечали, Рождество Христово был один общий для всех главный праздник в году. Но вот пять лет для мальчика было важным днём. До этого он, как и девочки, бегал в длинной рубашонке, а в пять лет ему шили первые штаны и сажали на коня. С этих пор мальчик был чаще с дедом и отцом. На севе в поле он вёл коня. И дома его заботой становилось подворье. Если девочку мама и бабушка учили женским делам, которые в основном в доме, то мальчик должен был по своим силам управляться на дворе, кур кормить, огород поливать…
А вот кумились обычно заранее. Это интересный и красивый обычай у девочек. В подростковом ещё возрасте, конечно же, лучшие подруги, плели из цветов венок и целовались через него, приговаривая: «Кума, не журися (поцелуй). Кума, помирися (поцелуй). Покумимся? Покумимся! (поцелуй)». И потом дружили всю жизнь, помогали друг другу, когда выходили замуж. Например, у одной 12 детей, а у второй - два, три. Та, у которой меньше, брала к себе деток кумы, кормила их, присматривала за ними. Дети жили на два дома. Это была существенная помощь. Кусок хлеба давался нелегко и был на счету в многодетной семье. Так выживали в трудное время благодаря взаимопониманию и взаимовыручке. Народные традиции учили этому с детства.
Важными в жизни человека были проводы молодого казака на службу, а затем встреча после того, как он выполнил свой главный мужской долг. Всё это проходило торжественно и радостно с участием всех родственников и сельчан.
Не оторваться бы от корней
А какое взаимоуважение было! Как почитали старших. Мальчик или молодой человек, встретив старшего, снимал головной убор и кланялся. Почтительным поклоном приветствовали старших по возрасту или по должности девочки и молодые женщины. Бывало, идут мальчики по улице, заговорились и не сняли шапки, когда проходил мимо пожилой человек. И тот, не стесняясь, подошёл, снял головные уборы с мальчишек и «напомнил» правила приличия, слегка стукнув их по затылкам. Традицию почитания старших нельзя терять. Надо воспитывать уважение к старшему, к гостю, чтобы здоровались со всеми, входя в здание. Необходимо возродить обычай почитания главы семьи, мужа, отца, мужчины. Не зря с почтением называли: Пётр Иванович, Степан Григорьевич – это значит, Иванов, Григорьев сын. Каждый ребёнок должен помнить, чей он сын, а отец не забывать, что он несёт ответственность за сына. Наши предки до 30 лет воспитывали сыновей. И не наливали им спитрное. Молодые не курили. Почему же у нас потеряны традиции уважения? Нам нужно возрождать свои, а насаждаются американские обычаи. Наши традиции ещё как-то сохранились по хуторам и станицам , где при встрече принято здороваться со всеми, в том числе и с незнакомыми людьми, кланяться старшим. Но сколько сегодня видим примеров, когда дети перечат родителям, а с бабушками-дедушками вообще не считаются. Это огромные духовно-нравственные потери.
К чему приводит отказ от добрых традиций, мы уже можем наблюдать хотя бы на примере наших улиц. Их никогда специально не убирали, но было чисто, потому что каждый считал себя хозяином своей станицы или села.
Желающие возобновить народные традиции есть, конечно, но чаще всего лишь внешнюю их красивую сторону без духовного наполнения. Например, проводят старинный свадебный обряд, а молодые при этом не хотят просить прощения у родителей, говорят, что ни в чём не виноваты. И объяснять им, что виноваты перед старшими всегда, бесполезно, тем более не усвоив соответствующих навыков поведения с первых дней жизни. Или, скажем, закон гостеприимства. Сегодня попробуй гостю не налить, тебя просто не поймут. А это неправильно, от этого надо избавляться. Святая обязанность хозяина накормить гостя, но вовсе не напоить. Важно гостя встретить с уважением и почтительно проводить до калитки, тепло попрощаться, чтобы человек ушёл из твоего дома согретым и физически, и душевно. Народные традиции были высоконравственными, воспитывали в человеке высшие чувства, подвигали на благородные поступки, призывали к добру. Не верьте, когда некоторые, ссылаясь на якобы народные обычаи, оправдывают пошлость и безнравственность. Вспомните притчу о пчеле и мухе, которые в одном саду видят разное: пчела - цветы, а муха - лишь навоз.
Подготовила Марина Багамаева.