ДА, именно так звучала тема разговора, предложенная для обсуждения экспертному совету. Модератором его стал заместитель главы района Алексей Петрович Евтенко, а также участники встречи: начальник управления образования Владимир Юрьевич Ульянов, специалист отдела миграции ОМВД Наталья Александровна Бондарь, - собравшиеся в редакции газеты по приглашению главного редактора Алексея Васильевича Лацынник. В словаре Даля слово «беженцы» толкуется как лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали, в результате чрезвычайных обстоятельств (преследования, в том числе с применением военной силы, и др.).
А. Лацынник: Сегодня в нашем офисе пройдет заседание экспертного совета, на котором присутствуют люди близкие к обсуждаемой теме. Мы будем вести разговор о беженцах. По сути своей это понятие ассоциируется с бегущими от войны. Данная проблема существует давно, и она очень серьезная. Посмотрите на отношение к россиянам в бывших союзных республиках: из Казахстана и Прибалтики они вынуждены бежать, в Молдове их тоже толкают в спину, я уже не говорю об Украине. Они останавливаются у родственников, знакомых или снимают жилье. Муниципалитеты предоставили его только части переселенцев.
По данным, размещенным на официальном портале администрации Краснодарского края, в регионе официально проживает более 35 тысяч граждан, прибывших из Украины. Третья часть вынужденных переселенцев – приехавшие вместе с родителями несовершеннолетние, каждый десятый – пенсионер.
Как бы то ни было, а в нашем районе таких людей более 170. Им пришлось поменять место жительства, прибыли они сюда с семей, детьми, может быть, с родителями-пенсионерами. У них нет российских документов. Возникают вопросы: где они сейчас, как им быть, кто их принял, есть ли жилье? Что делать, если вдруг заболели? Как определить детей в детский сад или школу? Распространяются ли на них какие-либо льготы?
Только в 2016 году разрешение на временное проживание в Краснодарском крае получили 4252 гражданина Украины, вид на жительство оформили 4788 человек, временное убежище предоставлено 1098 переселенцам. 340 получили документ с двуглавым орлом.
Двое жителей Донбасса в прошлом году обратились в ФМС за статусом беженца, им было отказано – в соответствии с законодательством, такой статус предоставляется только при личном преследовании человека на его родине. В Краснодарском крае за три года из 334 украинцев такой статус предоставлен только девятерым. А как же остальные?
Вот поэтому мы и обратились к вам, Алексей Петрович, за помощью, чтобы ответить на вопросы наших читателей.
А. Евтенко: С массовым переселением людей из Украины мне, как специалисту, пришлось столкнуться в 2014 году. Нам район в принципе тихий в плане межэтнических отношений. Никогда не было серьезных столкновений. У нас существует только одна межнациональная концессия «Союз армян России». Это общественная организация, которая официально зарегистрирована.
Когда началась война в Украине, к нам массово поехали люди из Луганской и Донецкой областей, где шли бои. Только с мая по сентябрь 2014 года их было около семисот человек. По большому счету к этому времени ни наша муниципальная законодательная база, ни законодательная база миграционной службы не были готовы к такому наплыву людей, которые приезжали просто с сумкой в руках и двумя тысячами в кармане. Они приходили в кабинет главы или его заместителей и просили помочь.
У нас был создан штаб, куда вошли представители практически всех структур. И к гордости нашего района ни один человек не остался на улице, мы до последнего искали им жилье. В летний период часть из них была отправлена в «Камышинку», где были довольно неплохие условия для людей. Также их подселяли к тем староминчанам, кто приходил к нам и безвозмездно предлагал свою помощь, хотя никто не знал, что представляли из себя беженцы. В Чапаевский Дом культуры жители приносили гуманитарную помощь, а прибывшие из Украины могли под запись взять там самое необходимое.
Это уже потом, к концу четырнадцатого началу пятнадцатого года, стали понемногу вносить изменения в миграционное законодательство и в более ускоренном темпе присваивать статус временного убежища – самого популярного и доступного для легализации беженцев на территории России. И вы, Алексей Васильевич, правы: статус беженца мало кому присваивался.
Н. Бондарь: В нашем районе его никому не дали.
А. Евтенко: В этом направлении у нас была проведена огромная работа. Как уже было мной отмечено, подключились все службы: и управление образования, и центр занятости населения, предлагавший вакансии...
Международный Красный крест совместно с Российским отделением принимают решение о необходимости поддержки граждан Украины, вынужденно покинувших свою страну. А так как наш район практически находится в центре северной зоны края, то его выбрали своего рода перевалочной базой. И уже в конце 2014 года проводится совместная работа муниципалитета и краевого отделения Красного Креста по приему продуктовых наборов, гигиенических средств для беженцев из Украины. Получали их слабо защищенные категории граждан: одинокие матери и отцы, многодетные семьи, престарелые, инвалиды, кормящие матери, а их было около 70 % от общего числа прибывших.
На первых парах деятельностью по выдаче гуманитарной помощи, распределению груза для муниципальных образований Краснодарского края занимались сотрудники администрации района. Затем Краснодарским краевым отделением Красного Креста принято решение о создании на территории нашего района местного отделения. От нас гуманитарная помощь, которая выдается в течение 2015 – 2018 годов, доставляется в Крыловской, Кущевский, Ленинградский, Павловский, Приморско-Ахтарский, Щербиновский, Каневской и Ейский районы. Это было хорошим подспорьем для бюджетов муниципалитетов.
Староминское отделение Красного Креста создано в 2016 году, на конференции его руководителем избран Алексей Петрович Евтенко. В настоящее время деятельность Красного Креста не ограничивается только помощью гражданам Украины. Краевым отделением запущен процесс укомплектования склада Староминского района необходимыми средствами помощи граждан, пострадавших от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. В 2017 году нам были переданы наборы постельных принадлежностей, в 2018 планируется пополнение склада специальными пологами.
В текущем году двое членов нашей организации по направлению регионального отделения прошли обучение по профилактике ВИЧ-инфекций, это позволяет им вести профилактическую работу по предупреждению этих заболеваний среди подростков и молодежи. А то, что касается граждан Украины, то за четыре года их у нас побывало огромное количество, причем люди были разные и далеко не все идеальные.
Е. Коновалова: Мне приходилось беседовать с беженцами, среди них встречались и очень амбициозные люди.
А. Евтенко: Отмечу, что те, кто недоволен, выказывал претензии или просто вел себя неподобающим образом, здесь надолго не задержались. А люди предприимчивые, которые действительно хотели остаться, они так и живут здесь. По данным местного отделения Красного Креста, у нас где-то шестнадцать таких семей.
Н. Бондарь: 37 человек и 14 детей, имеющих статус РВП или гражданство.
А. Лацынник: И ведь, действительно, у многих семей в одночасье изменилась жизнь.
А. Евтенко: Приведу яркий пример. Один мужчина (он занимается строительством печей и каминов) приехал сюда из Украины, как говорится, с тысячей в кармане. Мы одели, обули, нашли временное жилье. А в Атамани у нас не обустроено подворье, нужно было соорудить печь. Так вот, умелец сел в свою машину, загрузил в нее глину и другие требующиеся для работы строительные материалы и инструменты и поехал за 400 км, чтобы практически безвозмездно сложить русскую печь. К слову сказать, у него молодая жена и ребенок, и он уже получил гражданство.
Е. Коновалова: Недавно и мне довелось познакомиться с беженцами, которые проживают в х. Западный Сосык Куйбышевского сельского поселения. Марина Васильевна многих людей благодарила за помощь и вас в том числе. У меня также состоялся разговор еще с одной женщиной, прибывшей из Украины, - Ольгой Владимировной Онопченко, и было очень приятно услышать добрые слова как в ваш адрес, так и в адрес главы и его заместителя по социальным вопросам.
А. Лацынник: Наталья Александровна, многих интересует так называемая практическая сторона этого дела. Приехали и не знают, что делать дальше...
Н. Бондарь: Сейчас к нам уже не обращаются за статусом временного убежища, потому что все, кто хотел, приехали к нам ещё в 2014-2015 годах. Этот статус у нас получили около 170 человек, из них 40 имеют разрешение на временное проживание, 74 – вид на жительство, 43 стали гражданами РФ.
Про статус временного убежища могу пояснить только то, что сейчас мы лишь продлеваем его, а предоставлением статуса занимается только управление по вопросам миграции, которое находится по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 266.
Наше российское законодательство очень сложное, чтобы легализоваться на территории РФ. Почему раньше граждане так быстро его получали? Все просто: приезжали они из Луганской или Донецкой областей в период военных действий и определенным постановлением правительства было закреплено, чтобы им было предоставлено временное убежище. Они бесплатно проходили медицинскую комиссии. А для первого шага к гражданству необходимо было разрешение на временное проживание, которое давалось иностранному гражданину или лицу без гражданства в соответствии с Федеральным законом № 115 от 22.07.2002 года при наличии одного из обстоятельств. Их целый список, и нет смысла сейчас все это перечислять. Сразу скажу, что большинство граждан Украины не имеют таких оснований. В случае их отсутствия человек вправе обратиться в УВМ ГУ МВД России по Краснодарскому краю с заявлением о выделении квоты на выдачу разрешения на временное проживание в нашем крае. Квота выделяется на все субъекты, на Краснодарский край - порядка 3500 в год. Понятно, что району достается мало.
В 2014-2015 году почти все граждане Украины, которые обращались за этой квотой, получили ее. Теперь более жесткие условия для ее предоставления. У гражданина должны быть в собственности жилье, официальная работа и родственники на территории края. Если все эти критерии есть, то управление по вопросам миграции в Краснодаре предоставляет такую квоту.
Существует ещё и государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, В нашем Краснодарском крае предпочтение отдается только учителям и врачам местности. У нас только одна семья стала участником данной программы. Они уже подали документы на гражданство.
Естественно, каждый случай индивидуален. Взять, к примеру, семью Онопченко, о которой вы сегодня говорили. Краснодар трижды отказал им в квоте, хотя они официально работали. Но на тот момент у них не было собственного жилья. Теперь оно приобретено, будем надеяться, что в очередной раз им не откажут в квоте.
А. Евтенко: Что не говорите, но здесь, действительно, грамотная проработка этого вопроса с точки зрения государственного управления. Если человек желает получить наше гражданство, то здесь не должно быть каких-либо полумер: хочу остаться в России или хочу опять вернуться в Украину. Он должен твердо знать, гражданином какой страны хочет быть.
Н. Бондарь: А для этого - покупать жилье, устраиваться на работу.
А. Евтенко: Как я уже отмечал, люди абсолютно разные приезжали из Украины, среди них были и наркозависимые. Четыре года назад не все так радужно было. Если поднять сводки МВД, то в них неоднократно фигурировали фамилии некоторых граждан Украины. И причем не за нарушения миграционного законодательства, а за преступления, в том числе по линии незаконного распространения наркотиков. Думаю, что здесь государство сбалансировано подошло к этому вопросу. На примере Европы мы убеждаемся, к чему приводят их демократичные законы относительно беженцов.
Н. Бондарь: И все же в Европейской стране очень сложно получить гражданство. В нашем районе с 2014 года его имеют более сорока выходцев из Украины.
А. Лацынник: Наталья Александровна, несколько слов о присяге. Как все это происходит?
Н. Бондарь: В прошлом году вступил в силу Федеральный закон РФ о том, что гражданин, принявший гражданство Российской Федерации, обязан приносить присягу. Некоторые иностранные граждане очень возмущаются по этому поводу. Вот, например, у нас и сегодня будут присягать двое граждан Украины. Происходит это торжественно, с флагами и в присутствии кого-то из руководства полиции. Они обязательно подписывают текст присяги. В этом году таких людей было около двадцати, среди них жители Армении, Азербайджана, Узбекистана.
Е. Коновалова: Как-то в газете была опубликована моя статья о двух семьях, заселенных в одну из квартир в многоэтажке по ул. Маршала Жукова. Интересно, где они сейчас?
А. Евтенко: Одна практически сразу уехала на север, вторая неподалеку от центра снимает частный дом. Глава семейства занимается строительными работами. Его супруга стала предпринимателем и открыла салон красоты. Старший сын поступает в академию. Разве это не положительный пример.
Сейчас мне вспомнился случай. Как-то незадолго до нового года звонит мне мужчина. Представившись, говорит: «Алексей Петрович, вы помните, как нас приютили. Сейчас мы живем на севере в рабочем городке. Я работаю сварщиком, жена - на кухне. Нам бесплатно предоставили в аренду муниципальное жилье. Мы уже получили гражданство». Как было не порадоваться за этих людей.
Н. Бондарь: Хотела бы добавить, что Государственная программа, о которой я говорила, почему-то включает в Краснодарском крае только профессии врача и учителя, в остальных же регионах, и особенно на севере, очень много профессий включено в реестр. Вот и получается, что те шестьсот человек, побывавшие у нас, переехали в другие регионы. Там, правда, не всем подходили климатические условия, но условия для получения гражданства были значительно проще. И после получения статуса участника этой Государственной программы, буквально через два месяца, они становились гражданами России.
В. Ульянов: 2014 год, действительно, для многих из нас стал каким-то испытанием, ведь для нас все было впервые. В первую очередь мы столкнулись с бытовыми проблемами: переселенцев надо было куда-то селить, их надо было лечить и учить. На тот момент мы понятия не имели, что делать с гражданами, не имеющими никаких документов. Пришлось изучать законодательство, срочно был создан свой штаб при управлении образования, куда вошли специалисты всех отделов. Дошкольники должны были посещать детские сады, школьники - получать образование. Мы вошли в тесный контакт с Ейской торговой палатой, куду отправляли людей для перевода их документов на русский язык, чтобы на законных основаниях принимать детей в образовательные учреждения.
И сегодня, придя в школу, вы не увидите никаких отличий между нашими ребятами и теми, кто приехал к нам из Украины. Думаю, что наше образование им нравится больше, чем то, которое они получали раньше.
В этом учебном году в школах обучалось 24 ребенка из Украины: в СОШ № 1 – 10, СОШ № 2 - 7, СОШ № 3 – 3, СОШ № 4 – 1, СОШ № 5 – 3. В их числе была выпускница 11 класса и трое выпускников 9 класса.
В СОШ № 10 Инна Николаевна Хорошун работает на должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Она является участником государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Предположительно в сентябре получит Российское гражданство.
Дошкольные образовательные организации посещают трое детей, прибывших из Украины. Это ДОУ № 4, 8. 133. Сейчас мы больше делаем упор на Украину, но у нас есть ребятишки и из других государств бывшего СНГ.
Статус временного убежища дает право на медицинское обслуживание, получение полиса. Медпомощь в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, оказывается иностранным гражданам медорганизациями бесплатно.
А. Лацынник: Уважаемые коллеги! Благодарю за участие в заседании экспертного совета. Надеюсь, что разговор будет полезным для наших читателей. Мы ответили на большенство вопросов, адресованных нам. И это главное.