Нынешний год уже окрестили годом экологических реформ. По мнению экспертов, именно сейчас начнется практическая реализация тех изменений законодательства в сфере экологии, которые в предыдущие годы неоднократно рассматривались российским парламентом. Изменения коснутся водного, лесного и земельного кодексов России и многих федеральных законов, регламентирующих данную сферу правоотношений. Мы пригласили к разговору главного государственного инспектора территориального сектора по Староминскому району отдела государственного экологического надзора управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов Краснодарского края Наталью Александровну Гришину.
- Нынешний год назвали годом экологических реформ. Можно подробнее узнать у вас, каких именно?
- План работы охватывает два направления: экология в общем и оптимизация системы заповедников. Все проводимые мероприятия направлены на улучшение общей экологической картины в России. Результатом их выполнения должны стать оздоровление и очищение конкретно обозначенных территорий.
- Расскажите о полномочиях и зоне ответственности вашей службы.
- Министерство природных ресурсов Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края. Основными задачами министерства являются участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов Краснодарского края, государственных и ведомственных целевых программ в сфере охраны окружающей среды, осуществление в пределах своей компетенции регионального государственного экологического надзора, а также ряд других.
- Какие основные экологические проблемы в состоянии окружающей среды в нашем районе вы можете отметить?
- В первую очередь, это наличие несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов в сельских поселениях, а также захламление отходами территорий водоохранных зон водных объектов.
Остро стоит вопрос об износе существующих сетей водоснабжения и канализации. В связи с увеличением количества жидких отходов, поступающих от населения и производственных объектов, в районе в течение последних 15 - 20 лет сложилась крайне серьезная проблема по вопросу очистки сточных вод. В настоящее время ситуация находится в критической фазе, поскольку существующие с 1962 года ведомственные очистные сооружения, принадлежащие МПК «Староминский» ЗАО фирма «Агрокомплекс», при крайне недостаточной мощности находятся в неудовлетворительном техническом состоянии и рассчитаны первоначально на обслуживание производственного объекта МПК «Староминский». В период 70 – 80-х годов прошлого столетия к вышеуказанным ведомственным линиям канализации и очистным сооружениям были подключены основная масса производственных, социальных и бытовых абонентов станицы Староминской. Помимо этого, на данные очистные сооружения производится вывоз откачиваемых жидких уходов из локальных септиков с территории района. Паспортная мощность действующих старых очистных сооружений составляет до 1800 куб. м. в сутки, а фактический объем поступающих отходов составляет до 3 000 - 3 500 куб. м. в сутки. Несмотря на проведенную собственником в 2010 году реконструкцию очистных сооружений, имеется многократное превышение предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ. В результате хозяйствующий субъект неоднократно привлекался к административной ответственности уполномоченными контролирующими органами.
Отсутствие централизованной канализации в сельских поселениях приводит к устройству выгребных ям. Зачастую недобросовестные жители, имеющие ассенизаторские машины, осуществляют откачку жидких коммунальных отходов из септиков, однако не транспортируют их до очистных сооружений для дальнейшей переработки, а производят слив в непредназначенных для этих целей местах - на несанкционированных свалках либо в близлежащих лесополосах. Министерством ведется работа по выявлению указанных лиц и привлечению их к административной ответственности.
- Многие берега у водоемов, расположенных на территории района, захламлены, здесь же пасется скот. Является ли это нарушением природоохранного законодательства и какое наказание за это может последовать?
- В соответствии со ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещается использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; движение и стоянка транспортных средств (кроме спецтранспорта), за исключением их движения и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; сброс сточных, в том числе дренажных, вод.
В границах прибрежных защитных полос запрещается распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
За использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохраной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.
Загрязнение водоемов и прибрежных защитных полос – серьезная проблема, с которой может помочь справиться любой неравнодушный человек. В случае выявления жителями фактов загрязнения водоемов, нарушения режима использования прибрежных защитных полос для оперативного реагирования рекомендуем незамедлительно сообщать по телефону горячей линии министерства - 89183979009, с указанием конкретных данных, позволяющих привлечь нарушителя к ответственности в установленном законом порядке.
В рамках Года экологии Министерством запланированы и проводятся в мае и июне плановые осмотры, обследования при осуществлении регионального государственного экологического надзора акваторий и водоохранных зон степных рек в границах муниципальных образований Краснодарского края.
- Настоящей проблемой в летний период стало сжигание сухой растительности и бытового мусора жителями частных подворий. Что говорит по этому поводу закон?
- Традиционно весной и осенью жилищно-коммунальные хозяйства, различные организации, жители частных домов наводят порядок на своей территории, очищают от мусора, обрезают деревья. Большое количество мусора зачастую утилизируется не на полигон твердых коммунальных отходов, а просто сжигается на участках перед домом или в любом другом месте. Нередко сжигание сухой растительности и послеуборочных остатков сельскохозяйственных культур сопровождается возгоранием лесополос, гибелью обитающих в них животных и птиц. Сокращаются естественные места обитания, укрытия и размножения диких животных и птиц. Это нарушение закона может быть квалифицировано по статьям 8.2, 8.21, 8.33 и 8.35 КоАП РФ - «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами», «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха», «Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных» и «Уничтожение редких, находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений» соответственно, а также по статье 7.11 Закона Краснодарского края от 23 июля 2007 года № 608-КЗ «Об административных правонарушениях».
- Каким проблемам в министерстве сегодня уделяют наибольшее внимание?
- В соответствии с федеральным законом инспекторским составом на постоянной основе будут проводиться мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые не осуществили постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Мы также проводим рейды и обследования акваторий и водоохранных зон степных рек в границах муниципальных образований Краснодарского края, ООПТ регионального значения, а именно памятников природы «Роща Темная» и «Двойники», акции «Сельхозпалы под контроль!». Наибольшее внимание будет уделяться работе по выявлению мест несанкционированного размещения отходов и захламления.
Территориальный сектор по Староминскому району отдела государственного экологического надзора управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов расположен по адресу: ст. Староминская, ул. Кольцовская, 24, каб. 17.
Уважаемые читатели! Если вы стали свидетелями фактов нарушения требований природоохранного законодательства, сообщайте об этом в дежурную часть отдела МВД России по Староминскому району или по телефону горячей линии министерства природных ресурсов Краснодарского края: 8 (918) 39-79-009 с указанием конкретных данных, позволяющих привлечь нарушителя к ответственности в установленном законом порядке.