У кого-то утро начинается с чашечки бодрящего ароматного кофе и размеренного завтрака в кругу семьи, после чего в приподнятом настроении можно отправляться на работу. Мой же церемониал по утрам гораздо менее приятен. Растягивать утренний моцион времени нет, поскольку нужно спешить на маршрутку, которая ходит с переменным успехом. И каждый новый день для меня сюрприз – уеду или не уеду, успею или не успею на работу. Наспех собравшись, бегу на остановку, что на углу Белинского-Кирова к 07.06. – обычно в этом время приходит «четверка». Расписание её движения я вычислила лишь из личных наблюдений, потому как графика на остановке нет. А тут уже собралась знакомая компания, состоящая из пассажиров, каждое утро добирающихся общественным транспортом по своим делам. Тут и мужчина в спецовке, судя по всему, работник железной дороги. И молодая мамочка с двумя малышами. А вот и школьники с тяжелыми ранцами. Рядом с ними компания студентов техникума. Узнаю в толпе и знакомое лицо пенсионерки с соседней улицы.
- Чего вам сегодня не спится, тетя Люба! – спрашиваю улыбчивую женщину. – За чем хорошим на рынок в такую рань едете?
Она сообщает, что на массаж в поликлинику. На часах стрелка приблизилась к заветной цифре 6, и мы все замерли в ожидании маршрутки. С надеждой в глазах смотрим вдаль – вот-вот родимая должна мелькнуть на горизонте. Мороз тем временем нещадно пробирается к ногам, не спасают даже теплые носки. Кусает он и малышей за нежные щечки и носики. Женщины переминаются с ноги на ногу, пытаясь согреться. Уже 07.18. на циферблате. Люди нервничают – понимают, что вовремя по своим делам уже никто не успеет. Молодая мамочка вызывает такси по телефону и объясняет нам, что ждать больше маршрутку у нее нет времени, так как детей надо в садик отвести, после чего сразу бежать на работу. А начальник строгий, никаких опозданий не приемлет, даже если случились они не по твоей вине. Вот и приходится частенько пользоваться услугами такси: туда 100 рублей, сюда 100 рублей – и за неделю набегает внушительная сумма, больно бьющая по семейному бюджету. Малыши с мамой отъезжают от остановки, а мы с завистью смотрим им вслед. Замерзли, и нервы наши уже сдают.
Первая запричитала тетя Люба:
- Все, не успею я на массаж. Там ведь запись по времени. Зря стояла!
- Ну, ничего! Завтра съездите, вы ведь на пенсии, а вот я уже опоздал на работу, - сердито говорит железнодорожник.
Я и сама начинаю злиться, что маршрутки нет. Драгоценное время, которое могла бы посвятить семье, мужу и детям, побыв с ним эти 40 минут дома, я трачу на то, что жду транспорт.
И тут на горизонте появляется долгожданная «карета», уже наполовину забитая людьми. Нашей, уже сдружившейся за это время компанией загружаемся в маршрутку. Мест всем не хватает. Приходится стоять, согнувшись в три погибели, а на поворотах что есть силы держаться за поручни, дабы не упасть на стоящего рядом пассажира. Чувствую себя селедкой в бочке. И, судя по недовольным лицам остальных, ощущения у них тоже не самые приятные. В салоне начинается беседа:
- Хорошо тем, кто на «единичке» едет. Там хоть автобусы пустили, и люди чувствуют себя людьми, - говорит тетя Люба.
- Я слышала, что по закону перевозка людей в «газелях» запрещена, - вступает в диалог ее соседка по сидению. Маршрутка резко тормозит, и долговязый паренек, не удержав равновесия, падает на женщину с ребенком на руках. Неуклюже извиняется. Уснувший на руках у матери ребенок с испугу просыпается и начинает громко плакать. Всей маршруткой развлекаем его, чтобы унять.
Рядом со мной так же, как и я, согнувшись в три погибели, стоит молодая девушка. Ее лицо мне знакомо, работаем в соседних офисах. Становится жаль ее красивые замшевые сапожки цвета «увядшей розы», затоптанные грязными ботинками пассажиров. Жаль и ее светлое пальто, о которое трется хозяйственная сумка пожилого мужчины, заляпанная жирными пятнами. «Эх, зря наряжалась, милая!» - думаю я с досадой.
На следующей остановке водитель уже не притормаживает – мы тут еле дышим, куда ж еще брать людей?! И теперь уже нам вслед оставшиеся стоять на морозе пассажиры смотрят с завистью. А на их месте могла быть и я. Наконец прибываем к моей остановке. Расплачиваюсь и буквально вываливаюсь из маршрутки. Спина затекла от стояния в позе «буквы Зю», шея тоже болит.
Бегу в сторону работы и гневно думаю о том, что время идет, вокруг прогресс. Вон сколько автомобилей вокруг, почти в каждом дворе есть, да и не один. Но ведь есть же люди, и их немало, которые не могут себе позволить купить машину или же по состоянию здоровья водить ее не могут. Им что делать? Разве не для них должен ходить общественный транспорт?
В выходные дни вообще не уехать. Если еще в первой половине дня можно влезть в маршрутку, идущую в сторону центра, то после обеда в гости не съездить. Каждый раз, когда дочка возвращается вечером с кружка или от репетитора, сердце мое не находит себе покоя. Как она дойдет, не встретит ли кого на темных улицах, не наедет ли на нее в темноте невнимательный водитель. У нас по ул. Краснощербиновской от сырзавода до квасного завода нет пешеходной дорожки. А пешком вынуждена идти, потому после 18 часов добраться на общественном транспорте в наш микрорайон крайне сложно. Маршруток ходит мало на линии, да еще если б они ходили регулярно, а не с перерывами в 40, а то и больше минут.
С. Иваницкая.
От редакции: как нам пояснили в отделе администрации, курирующем работу общественного транспорта в районе, на сегодняшний день на маршруте № 4 работает четыре маршрутки. Возможно, такая ситуация возникла из-за того, что перевозчик намерен расторгнуть договор на обслуживание этого маршрута. В любом случае, районная администрация уже ищет ему замену. В планах также поднять тариф на проезд. Эта мера вынужденная и, скорее всего, после повышения стоимости билета перевозчики будут более заинтересованы в соблюдении условий договора. Пока же многие из них терпят убытки.