ИЗВЕСТИЕ о кладе, найденном в Староминской возле кинотеатра «Победа», взбудоражило многих. Ничего особенного находка из себя не представляет - разбитая стеклянная посудина с подпорченными влагой ассигнациями конца XIX века, медные и серебряные монеты царской чеканки. Однако о кладе сообщили многие краевые и федеральные СМИ, что только подогрело возникший ажиотаж.
Об ажиотаже говорю не ради красного словца. Одному только мне поступило после сообщений СМИ до десятка телефонных звонков с просьбой рассказать о содержании клада. И ни одного звонка с вопросом: кому он мог принадлежать? чей дом стоял на этом месте? что сталось с хозяевами этого дома?
В непосредственной близости от места находки стоял построенный ещё до революции так называемый Народный дом - большое кирпичное здание для общественных целей, в котором вплоть до 60-х годов располагался районный дом культуры. Первое в своей жизни цирковое представление я смотрел именно в нём. Здесь же проходила в 1953 году очередная отчетно-выборная комсомольская конференция, делегатом которой, в числе других, был десятиклассник Эдуард Широкобородов.
Помню, рядом с этим зданием располагался капитальный жилой дом с четырех-скатной железной крышей, с парадным крыльцом в сторону улицы Красная. До 60-х годов здание принадлежало райпотребсоюзу, но до наших дней не сохранилось. У меня нет ни малейших сомнений в том, что оба эти здания были построены одним и тем же казаком, имя которого нам пока неизвестно.
Среди некоторых кубанских историков существует расхожее мнение о «самобеднейшем положении» казачества до революции, но оно, как говорится, совсем не про нас. Это хорошо видно на примере местной архитектуры и жилого строительства, которые нагляднее всего характеризуют состояние экономического прогресса в начале XX века в Староминской, как грибы после дождя, стали появляться добротные дома кирпичной постройки. Многие из них дожили до наших дней, хотя и неузнаваемы, скрыты под модным сайтингом. Мы до сих пор пользуемся бывшими лавками Туманова и Бородина на базарной площади, жилым домом Смыслова, в котором размещается администрация ЦРБ, а полвека назад располагалось родильное отделение больницы. Однако сейчас меня интересуют дома, специально строившиеся казаками для общественных целей.
Примеров тому немало, но я назову только две широко известные в станице фамилии - Шамрай и Шавлач. Одновременно с бурно развернувшимся жилым строительством широкое распространение в станице получила в ту пору благотворительность. В результате богатые казаки, а Шамрай и Шавлач были, конечно, не из бедных, оставили нам капитальные здания дореволюционной постройки, которыми мы охотно пользуемся, не задумываясь, кем они были построены и для каких целей.
В 1897 году был возведен жилой дом казака Алексея Алексеевича Шамрая - большой, просторный, с четырехскатной железной крышей. О времени его постройки сужу по монете царской чеканки, найденной в фундаменте этого дома, который был в одночасье разрушен в начале 2000-х по причине его «аварийного состояния». Между тем, практически до последних дней в нем проводились уроки труда и домоводства для учеников начальных, классов СОШ № 2.
Лично для меня это здание памятно тем, что в его подвале мы спасались всей семьёй во время немецкой бомбёжки в августе 1942 года. В этом здании я учился в четвертом классе, хорошо запомнив, как при свете керосиновой лампы сдавал экзамены по курсу начальной школы, удостоившись похвалы за свой рассказ об Илюше Обломове от директора школы Михаила Лукича Смитюка...
Вслед за жилым домом Шамраём были выстроены два корпуса 2-го Староминского двухклассного казачьего училища и один корпус церковноприходской школы. Из двух корпусов бывшего училища на сегодня сохранился только один. Это корпус нынешней второй школы, в котором располагается изостудия, а в пристройке к нему - школьная столовая. Саму же школу до сих пор называют в народе «школой Шамрая».
Я учился в ней по восьмой класс, когда это была ещё школа-семилетка. До войны мой отец работал в ней директором и преподавал историю. Мы имели при школе служебную квартиру, но как раз тот корпус, где находились директорский кабинет и наша квартира, не сохранился. А в дожившем до сегодняшнего дня старом школьном здании я смотрел в 1940 году первое в своей жизни звуковое кино.
Два здания для личных и два для общественных целей построил в станице казак Василий Яковлевич Шавлач. В одном из общественных зданий размещалось вначале одноклассное казачье училище, затем народная гимназия, а в 30-е годы - школа крестьянской молодёжи. Сегодня в нем располагается известная в крае фирма «Аверс». В другом, идентичном первому, до войны находилось оборонное общество ОСОВИАХИМ. До наших дней здание не дожило.
Одно из зданий жилой - постройки до 70-х годов использовалось для нужд народного образования, в другом до последнего времени располагался филиал СОШ № 1. В этих зданиях проживали дети Василия Яковлевича, а сам он жил в другом конце станицы. И все же о том, что эти дома были построены одним человеком, можно было догадаться по растущим возле них редким в нашей местности соснам.
Разметало Шавлачей в вихрях революции, да так, что и следа от них не осталось. А вот память о них в народе жива. До 60-х годов на подворье Староминского детского дома действовала криница, которую вся станица знала, как «копань Шавлача». Располагалась она на задах былого, дома Василия Яковлевича и поила питьевой водой почти треть станицы. Сам же дом Шавлача после революции был реквизирован, и в 1943 году в нем был открыт Староминский детский дом для детей-сирот, потерявших на войне родителей.
Настала пора построить новый учебно-административный корпус, и старый дома Шавлача снесли. При этом в подшивке крытой железом крыши обнаружили клад медных и серебряных монет царской чеканки и фамильный знак в виде пшеничного снопика из желтого металла с наложенными на него в перехлест косой и грабельками. Это был именной знак корреспондента отдела сельской экономики и сельскохозяйственной статистики, кубанского хлебороба, казака станицы Староминской Василия Яковлевича Шавлача, о чем свидетельствовало, выгравированное на оборотной стороне знака имя его владельца.
Директором детского дома был в то время мой отец. Музея в станице ещё не было, передавать клад было некому, и он подарил его только что народившемуся внуку, моему младшему сыну. Знак сохранить не удалось. А найденные тогда монеты хранятся сегодня в фондах нашего районного музея.
Выходит, клад, обнаруженный возле кинотеатра «Победа» , далеко не первый в нашей станице. Однако кому мы обязаны этим подарком из далекого прошлого? Может, кто-нибудь вспомнит имя хозяина капитального жилого дома по ул. Красной, на территории которого, как мне представляется, и была закопана емкость с дореволюционными деньгами? Заодно мы узнаем, на чьи средства было, построено для общественных нужд не дожившее до наших дней здание Народного дома. Именно так - Народным домом - называется оно в архивных документах самых первых лет советской власти. Очень точное название для здания, построенного для народа выходцем из народа.
Э.А. ШИРОКОБОРОДОВ, краевед.