Интернет плотно вошел в нашу жизнь, потеснив многие привычные способы коммуникации. Теперь нам не нужно выходить из дома, чтобы отправить письмо или открытку - мы пользуемся электронной почтой. Не нужно звонить по телефону, чтобы поговорить с друзьями - есть скайп, по которому их можно не только услышать, но и увидеть. Зачем покупать газеты, если с ведущими «СМИ» можно и во всемирной сети ознакомиться. Телевизор тоже не нужен: теперь мы можем смотреть интересные фильмы и передачи в удобное для нас время без навязчивой рекламы.
Казалось бы, да здравствует Интернет, великий и удобный! Но есть одна проблема. Такой сценарий использования сети характерен для взрослого человека. С детьми и подростками все иначе. Для них Интернет – это не «заменитель газеты», а виртуальная модель реальности. Именно там, в сети, один на один с компьютером, большинство современных подростков получают информацию о всех сферах жизни. Подчеркну, именно информацию, а не реальный опыт. Интернет подстраивается под их нужды, предоставляя иллюзию выбора, иллюзию дружбы, иллюзию полноценной жизни. Те внутренние принципы, которые взрослые переносят из реальности в интернет, у детей зачастую просто не формируются. Этика, благородство, уважение к окружающим, целеустремленность – этому компьютер никогда не научит. Этому могут научить только в семье, в реальной жизни! Но, увы, родители часто заняты, а интернет доступен всегда.
В последнее время много говорят о необходимости защиты детей от негативного влияния Интернета. Нашумевшие «черные списки» сайтов негласно провозглашают своей миссией именно эту благородную цель: очистить интернет от контента (содержимого), вредного для неокрепшей детской психики.
В свою очередь разрабатываются все новые и новые специализированные продукты для фильтрации Интернета с тем, чтобы родители могли без внутреннего содрогания подпускать свое чадо к компьютеру. Увы, в Интернете по-прежнему не составляет труда найти все то, от чего родители хотят оградить своих детей.
Интересно, а что обо всем этом думают сами дети? С чем связаны их тревоги? Понять, как дети чувствуют себя в нашем взрослом Интернете, — значит сделать первый шаг к тому, чтобы превратить глобальную Сеть в комфортную для них среду.
Даша, 9 лет: - Меня пугают сцены жестокости, убийств, издевательств над животными.
Антон, 11 лет: - Страшно, когда незнакомцы пишут тебе в Интернете.
Вика, 11 лет: - Когда мне было 9 лет, я играла в одну игру. Вдруг на экране появилась неприличная фотография. Это было ужасно. Я больше никогда не играла в ту игру.
Вадим, 14 лет: - Всегда в шоке от страшных сюжетов из новостей. Ведь это не постановочные кадры, а жестокая реальность…
Катя, 14 лет: Ужасно смотреть видео на YouTube. в которых подростки обижают больных детей…
Таня, 15 лет: - Facebook показывает ужасные вещи, даже если кликаешь на что-то, что не выглядит страшным.
Сергей, 16 лет: Возмущает, когда выкладывают фотографии человека без его ведома и согласия. Или в соцсетях создают группы против кого-то, и все, кто ненавидит этого человека, могут присоединиться к группе.
Ксения, 16 лет: Не раз испытывала стресс от того, что оказывалось ложью то, что я читала в Интернете, будучи уверенной, что это правда.
Света, 16 лет: Очень много жутких статей и видео, связанных с суицидом, анорексией, расизмом. Нужно быть психически устойчивым человеком, чтоб правильно на всё реагировать.
Как видите, часто дети сталкиваются с опасным содержимым в сети, вовсе этого не желая. Хотя некоторые считают, что любые попытки ограничить детей в использовании интернета неэффективны: запретный плод сладок, и дети все равно найдут интересующий их контент.
К сожалению, технические средства защиты несовершенны, а общественных инициатив недостаточно, чтобы уберечь подрастающее поколение от негативной информации. Только личный контакт с ребенком позволяет надеяться, что его развитие идет в правильном направлении, что его не затягивает «водоворот» виртуальной жизни, который представляется виртуальным только родителям, а для детей и подростков уже давно заменил мир реальный и оказывает огромное влияние на их психику и физическое развитие.
Однако не стоит считать Интернет обителью зла. Полностью запрещать ребенку проводить время в сети не стоит: она давно уже стала средой, где люди могут реализовать себя, многие подростки обретают там свою будущую профессию, находят в себе интерес к программированию. В наших силах помочь детям увидеть в Интернете средство для созидания, образования и профессионального роста. Если мы воспитаем в них ответственность и готовность преодолевать трудности реальной жизни, эти же принципы наши дети будут эффективно применять и в Интернете. А способов конструктивного использования Интернета детьми - великое множество. Каждая минута потраченного вами времени - это вклад в благополучное будущее ваших детей.