|
«Покупатель всегда прав» - фраза, которую мы любим повторять по поводу и без, но далеко не каждый из нас способен применить ее к жизни. Казалось бы, зачастую и основания есть считать себя таковым – Гражданский кодекс, и Закон «О защите прав потребителей», но почему-то получается так, что мы то ли со своими правами плохо знакомы, то ли боимся или не хотим ими воспользоваться. Возьмем банальную ситуацию, в которой, наверняка, бывали многие: купили вещь в магазине, но, примерив ее уже дома, поняли, что она вам по размеру не подошла или же просто не понравилась. Что делаем мы в этом случае? Можно махнуть рукой и закинуть теперь немилую сердцу обновку подальше в шкаф. А ведь ее вполне можно обменять на другую в течение двух недель, конечно, при наличии чека. Это гарантирует нам ст. 25 Закона «О защите прав потребителей». Однако здесь есть одна оговорка – вернуть товар нужно в первозданном виде. Если вы отрезали этикетку от платья или же немного прогулялись по улице в новеньких туфлях, то продавец вправе их не принять назад. Отдельно закон прописывает группу товаров, которые обмену и возврату не подлежат. Это продукты, ювелирные изделия, книги, чулочно-носочные изделия, нижнее белье, изделия на метраж. Ничего не приглянулось взамен? Можете потребовать деньги назад, и в течение трех дней вам их должны вернуть. Совсем по-другому обстоит дело, если у вас нет на руках чека. Тогда вам придется доказать факт покупки со слов свидетелей. - Очень часто староминчане требуют вернуть деньги за оставшиеся после ремонта лишние рулоны обоев или несколько квадратных метров плитки и встречают отказ, - рассказывает главный инспектор отдела экономики, инвестиций, потребительской сферы и предпринимательства О. Беленькая. - В этом случае закон на стороне продавцов. Ведь если обои вы поклеили, значит, логично будет предположить, что они вам все же подошли. Недавно в одном из станичных магазинов стала свидетелем того, как девушка, рассматривая вазу, уронила ее на пол. Мало того, что разгневанный продавец, не стесняясь в выражениях, назвал ее «слоном в посудной лавке», так он еще и потребовал с клиентки возместить стоимость разбитого хрусталя. Но она тоже за словом в карман не полезла и напрочь отказалась платить, пояснив, что ответственности за испорченный товар несет сам собственник. Однако это неверное понимание закона, - продолжает Оксана Владимировна. - Действительно, согласно ст. 211 Гражданского кодекса ответственность за порчу товара несет его собственник, но… в случае стихийных бедствий, форс-мажорных обстоятельств – пожаров, наводнений или землетрясений. Если же «землетрясение» произошло по причине неловкости клиента, то платить должен он – так гласит ст. 1064 все того же ГК РФ. А вот еще одна ситуация, в которую не будь мы такими рассеянными, никогда бы не попали. Продавец «обсчитал» - ну, с кем не бывало. Давайте вспомним, как это происходит: он берет у вас деньги, кладет их в кассу и выдает чек вместе со сдачей. И тут мы замечаем, что сдачу он выдал нам не со ста рублей, а с пятидесяти. Спорить бесполезно, продавец стоит на своем. По кассовым же правилам расчет должен происходить в следующем порядке: кассир называет сумму покупки, берет от вас деньги и кладет их отдельно на видном месте. Затем печатает чек, объявляет общую стоимость покупки и сумму причитающейся сдачи и выдает ее вместе с чеком. И только после расчета кладет деньги от покупателя в кассу. Расплачиваюсь в продуктовом магазине за покупки. Продавец вместо сдачи предлагает взять абсолютно не нужный мне товар – жвачку или спички, объясняя это тем, что мелочи нет. Или что того хуже – предлагает сходить в соседний магазин и разменять. Соглашаюсь, но сюда уже не возвращаюсь, а делаю покупки в том самом «соседнем» магазине. Разве это мои проблемы, что в кассе не хватает разменной монеты или купюр? По мнению юристов, продавцы грубо нарушают закон, когда отказывают продать товар, мотивируя тем, что у них нет сдачи. А если охранник в магазине потребовал вас открыть сумку и показать ее содержимое? Он вправе вызвать сотрудников полиции, но никак не устраивать досмотр ваших личных вещей. Кстати, почти во всех магазинах самообслуживания нас просят оставлять сумки и пакеты в специальных ячейках. Но при этом предупреждают – ответственности за сохранность вещей администрация магазина не несет. Как быть? В таком случае вы смело можете взять сумку с собой, если считаете, что ее содержимое представляет ценность. И тут уж дело каждого, что считать таковой - паспорт, ключи от квартиры или флакон дорогого парфюма. И последнее. Сейчас многие магазины бытовой техники при покупке товара за отдельную плату предлагают приобрести гарантийный сертификат, который якобы дает возможность на бесплатное сервисное обслуживание в течение определенного срока. - Но, как правило, срок этой гарантии равен сроку гарантии, установленному изготовителем. Получается, что магазин продает нам то, что уже и так включено в цену товара, - говорит О. Беленькая. – Вообще, потребитель вправе предъявить требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Каким видим, «подводных камней» более чем хватает, а «покупатель всегда прав» – вовсе не аксиома. Читайте законы, узнавайте о своих правах, и тогда радость от очередной покупки не будет омрачена ничем. Как говорится, вооружен - значит защищен. М. ПОПОВА. |
|