В конце декабря всколыхнула жуткая история, случившаяся с 11-летним мальчиком по имени Аркадий. Ребенок попал в беду на железной дороге – попытался запрыгнуть на движущийся товарный поезд, но соскользнул. Он оказался прямо под колёсами, лишился обеих ног, едва не погиб. По словам мамы мальчика, на рискованный трюк ее сына подбили знакомые ребята из школы. Теперь Аркадий учится жить заново, а малолетние подстрекатели и их родители ни разу даже не позвонили ни ему, ни его родным.
Как выяснилось позже, мальчишка был влюблен в одноклассницу, они дружили, и он по-детски, как умел, ухаживал за ней: носил портфель, провожал домой, защищал от обидчиков. А вот себя не смог защитить… Как это бывает, школьная любовь продлилась недолго, но не забылась. Из-за лишнего веса школьники часто подтрунивали над Аркашей, а после того, как его бросила девушка, травля усилилась. «Доброжелатели» как-то предложили ему снять ролик для ютуба, как он прыгает с крыши одного состава поезда на другой. В интернете роликов юных «зацеперов» немало. «Зацепинг» стал настоящей бедой. Подростки ради эксклюзивных кадров готовы рисковать собственной жизнью и нередко такие «трюки» заканчиваются трагедией. Аркадий сначала и думать про это не хотел, но чем больше мальчишки его подначивали, тем больше загорался его интерес. Он был уверен: сними он такой ролик, его посмотрит она и, оценив его смелость, вернется. К сожалению, теперь мы знаем, чем все закончилось для Аркаши…
Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») - это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает. Проблема эта актуальна больше для начальной и средней школы и может происходить в любом классе. Я и сама в школе столкнулась с подобным проявлением агрессии в свой адрес. Однокласснице нравился мальчик, но симпатию он проявлял ко мне. И она устроила мне травлю, которая длилась, к счастью, не очень долго, потому что мы окончили девятый класс и расстались с ней. Однако, уже будучи взрослым человеком, понимаю, какую сильную травму получила тогда. Воспоминания об этом, по сути, затмили все хорошие воспоминания о школе и оставили неприятный осадок. Вообще, поводом для травли со стороны детей может стать что угодно, и это будет не обязательно какой-то, по их мнению, недостаток. Иной раз нападки ребенок испытывает и за свои достоинства – хорошие оценки, приятную внешность. Так было в случае с еще одной моей одноклассницей, которая училась на одни пятерки и за это ей «прилетало». Другая моя знакомая в школьные годы терпела издевательства одноклассников из-за низкого материального положения ее семьи. Надо ли говорить, что школу теперь она вспоминает с содроганием. Хотя дело, конечно, не в самой школе, а детях и климате внутри класса.
Было интересно узнать мнение психолога по этой теме. К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматзацию. В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием. Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей. Если в коллективе началась травля, сложно не включиться…
С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны - родители, учитель и сам школьник. Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее. Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок.
Буллером может стать ребёнок даже из социально благополучной семьи, если дома ему запрещают выражать адекватную злость и обиду. «Ну и что, что младший брат сломал твою поделку, не ори!», «Подумаешь, не выбрали капитаном команды по волейболу, — не ной!». Все эти подавленные накопившиеся эмоции могут выплеснуться в другом месте.
А бывает и обратная ситуация. Родители сдувают пылинки с ребёнка, но с окружающими ведут себя неуважительно, пренебрежительно и даже агрессивно. Ребёнок, как рупор происходящего в семье, переносит привычные и понятные ему отношения на сверстников.
Что делать родителям,
которые столкнулись с травлей своего ребёнка
1. Главное — спокойствие. Когда ребёнок поделится с вами тем, что его травят в школе, не включайте эмоции. Важно спокойно выслушать и при этом не бегать по квартире кругами, посыпая голову пеплом.
2. Внимательно выслушайте ребёнка: ему плохо и он пришёл к вам для того, чтобы выговориться.
3. Спросите, какие его действия послужили причиной травли. Возможно, у большинства родителей этот пункт вызовет шок: «Какие ещё его действия? Моего ребёнка травят — он жертва!» Безусловно, это так, но этот вопрос нужно задать, чтобы ребёнок смог проанализировать свои действия и понять, что из его проявлений послужило причиной травли. Это поможет ему разобраться, может ли он самостоятельно повлиять на ситуацию в дальнейшем.
4. Немедленно сообщите о травле классному руководителю и всё общение с родителями и другими детьми в дальнейшем осуществляйте через него.
5. Обратитесь за помощью к школьному психологу. Ситуация травли сложная не только для ребёнка, но и для родителя, поэтому оба нуждаются в поддержке специалиста.
6. Каждый день интересуйтесь об изменении ситуации. Так же спокойно, без эмоций, спрашивайте у ребёнка, как прошёл его день в школе.
Происходило ли что-то неприятное?
Что хорошего произошло?
Комфортно ли ему было сегодня?
Что он сделал для того, чтобы сегодняшний день был лучше вчерашнего?
Не забывайте поддерживать связь с классным руководителем. Это можно сделать, задавая ему ровно те же вопросы. Безусловно, в этом случае необходимо соблюдать субординацию.