На совещании в Староминской выяснилось, что "мусорная реформа" в этой зоне "зависла" из-за отсутствия механизма взаимодействия между участниками процесса и проблемы с участком, расположенным менее чем в километре от жилой застройки
16 июня 2020 года в станице Староминской (Краснодарский край) состоялось выездное рабочее совещание по проблемным вопросам реализации инвестиционного проекта строительства межмуниципального отходоперерабатывающего комплекса для Староминской зоны, региональным оператором в которой является ООО "Чистая станица". Вопрос со строительством данного объекта, без появления которого невозможна нормальная реализация "мусорной реформы" в пяти северных районах Краснодарского края, входящих в Староминскую зону, по разным причинам повис в воздухе. Кроме того, Экологическая Вахта по Северному Кавказу на совещании по вопросам реализации "мусорной реформы", прошедшем 5 июня 2020 года под председательством губернатора Кубани поставила вопрос о том, что участок для его размещения выделен менее чем в одном километре от жилой зоны станицы Староминской, что не соответствует требованиям законодательства.
Совещание в Староминской было проведено по инициативе Управления контроля, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Краснодарского края. Оно прошло под председательством главы Староминского района Владимира Горба. В совещании также приняли участие представители пяти краевых профильных ведомств, регионального оператора, инвестора, который планирует строить отходоперерабатывающий комплекс, а также Экологической Вахты по Северному Кавказу. Совещание показало, что, несмотря на то, что после начала "мусорной реформы" в Краснодарском крае прошло уже почти полгода, процесс реализации инвестиционного проекта для Староминской зоны фактически стоит на месте. Причиной этого, прежде всего, является то, что у разных сторон этого процесса не выработано общее понимание, какие действия и в какой последовательности необходимо осуществить для того, чтобы можно было приступать к реализации проекта.
Существенным проблемным моментом является то, что участок, выбранный под реализацию проекта, является неудачным. Это земельный участок 23:28:0105004:52. Как стало известно, он был определён в 2015-2016 годах. При выборе участка исходили, прежде всего, не из требований обеспечения экологической безопасности, а из наличия необходимой инфраструктуры, а также близости действующей староминской свалки. В результате получилось, что участок, в отношении которого была осуществлена процедура перевода его в краевую собственность и земли промышленности, расположен в 800 метрах от жилой зоны станицы Староминской, в которой проживает 30 тысяч человек. Притом, что, согласно санитарным нормам и правилам, полигоны по размещению, обезвреживанию, захоронению отходов 1-2 классов опасности, а также мусоросжигательные, мусоросортировочные и мусороперерабатывающие объекты мощностью от 40 тыс. т/год должны иметь санитарно-защитную зону размером не менее 1 километра.
Кроме Экологической Вахты данный участок подверг серьезной критике представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края Павел Щербаков. Он отметил, что нынешняя правовая ситуация (несоответствие генеральному плану и ПЗЗ Староминского поселения, нахождение на участке охранных зон газопроводов и линии связи), не позволяет начать на нем строительство отходоперерабатывающего комплекса.
На совещании также выяснилось, что инвестор, которым выступает румынская компания SGI Group SRL (на совещании ее представлял Николай Ржиматорский), собирается построить возле Староминской комплекс с переработкой отходов путём их сжигания (то есть фактически мусоросжигательный завод). Что добавляет вопросов в отношении экологической безопасности этого проекта.
В рамках совещания его участники посетили место планируемого размещения отходоперерабатывающего комплекса, а также староминскую свалку, рядом с которой его предполагается построить.
В ходе совещания координатор ЭВСК Андрей Рудомаха поставил вопрос о том, что ситуацию с размещением и строительством отходоперерабатывающего комплекса обязательно нужно обсудить с жителями Староминского района. В результате было принято решение, что районная администрация должна организовать проведение соответствующих общественных обсуждений для учёта мнения местных жителей. А инвестор для организации этих обсуждений должен предоставить предпроектную документацию (с предварительной оценкой воздействия на окружающую среду) по предлагаемому им проекту, чтобы ознакомить с этими документами жителей и заинтересованную общественность. Также по результатам совещания краевому Агентству по управлению объектами ТЭК было поручено совместно с ЭВСК найти и предложить возможные альтернативные участки для размещения отходоперерабатывающего комплекса в Староминском районе.
Источник: ЭкоВахта по Северному Кавказу https://zen.yandex.ru/media/ewnc/uchastok-vybrannyi-dlia-stroitelstva-kompleksa-po-pererabotke-othodov-v-starominskoi-zone-okazalsia-s-brakom-5eeb66fce5335f770d03e62c