статья из газеты СН от 26 февраля 2019 года
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ВМЕСТЕ...
Когда малыш произносит свои первые слова – это всегда радостное и волнительное событие для всей семьи. А если такой момент все не наступает, родители начинают бить тревогу. Еще один повод для беспокойства мам и пап - дефекты в речи ребенка. Но все ли проблемы можно заметить без специального образования? А если дефект речи все же очевиден, что делать? Об этих и других вопросах, касающихся развития детской речи, мы говорили с логопедом высшей категории Еленой Юрьевной Голуб. Она специалист с более чем 20-летним стажем, работала в детском саде № 28, средней школе и коррекционной школе-интернате.
- Скажите, для чего вообще нужен логопед, помимо постановки звуков? Как понять, что ребенок, который все вроде бы правильно выговаривает, нуждается в помощи специалиста?
- Кроме постановки звуков, мы развиваем словарный запас ребенка, грамматический строй речи и артикуляцию, связность слов, общую и мелкую моторику. Именно логопед закладывает фундамент обучения грамоте, занимается зрительным и слуховым вниманием и памятью, пространственным восприятием, мышлением. Как понять, что нужна помощь специалиста? Например, когда ребенок старше 6 лет не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать текст, в длинных словах переставляет или пропускает слоги. Бывает, что у школьника проблемы с письмом. Как правило, это становится заметно во 2-м и 3-м классах. Тогда однозначно нужно обращаться к логопеду. Работаю я и с детьми-инвалидами, имеющими задержки в развитии.
- Родители могут как-то помочь ребенку параллельно с занятиями у логопеда?
– Не нужно бояться консультироваться с детским психиатром, неврологом, психологом. Ни в коем случае не ругать за неудачи и, конечно, запастись терпением. Ведь нужно будет систематически и аккуратно выполнять с ребенком домашнее задание, и только в доброжелательной, игровой форме. Важно вводить поставленные и закрепленные звуки в повседневную речь. Учитесь и сами наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.
Время, за которое можно устранить дефект речи, зависит от степени сложности проблемы, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе. Немаловажен и позитивный настрой мам и пап - указывать нужно не на ошибки, а на успехи малыша. Нельзя бросать курс после первых результатов. Помните, что по мере взросления ребенка привычка говорить неправильно закрепляется и хуже поддается коррекции.
- Всегда ли родители сами могут отличить несерьезную проблему от серьезной, а возрастные особенности от проблем? В каком возрасте необходима обязательная консультация логопеда и необходима ли она всем без исключения?
– Родители действительно не всегда видят серьезную проблему и могут предполагать, что это особенность характера. Кто-то начинает беспокоиться об отсутствии речи и в годовалом возрасте, а кто-то – в 3-4 года. Сквозь пальцы смотреть на проблемы и ждать, что ребенок начнет говорить в 4 года, не стоит. Может, начнет, а может, и нет. Логопед объективно оценит словарный запас ребенка и его возможности. Родители, безусловно, сами могут заниматься с ребенком дома. Есть артикуляционная гимнастика, занятия по книгам, но, увы, это все не заменит работу со специалистом.
- Какие проблемы развития речи у детей наиболее частые? С чем вы это связываете?
- У малышей до четырех лет часто наблюдается задержка речевого развития. У детей постарше распространены речевые нарушения, такие как дислалия и дизартрия. Увеличилось количество детей с алалией - отсутствием или недоразвитием речи вследствием органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Говоря простым языком, ребенок после трех лет не разговаривает или произносит только отдельные звуки и слоги. Помочь ему можно, используя комплексную терапию - медикаментозное лечение, ежедневную работу с логопедом, встречи с психологом и дефектологом.
- Всегда ли удается исправить дефекты речи?
- Если родители ребенка готовы работать, дефекты удается исправить на 100%. К сожалению, многие ожидают, что все проблемы логопед решит в своем кабинете, но это не так! Дома тоже нужно выполнять специальные упражнения, и, если строго следовать указаниям, успех гарантирован.
- Какие книги вы советуете почитать всем родителям?
- Могу рекомендовать книги «Что делать, если ваш ребенок не говорит» О. Грибовой, «Учимся говорить правильно. Для детей 4-5 лет» Е.Климонтович, «Папа, мама, поиграем! Дидактические задания для решения логопедических и психологических проблем у детей» Е. Тихоновой, «Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать? Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми» Л. Давидович, Т. Резниченко, «Учимся понимать речь. Для детей 2,5-4 лет» Е. Климонтович, «Если ребенок плохо говорит» Н. Нищевой.
Записаться на прием к Е. Голуб можно по телефону 8-918-976-16-25, кабинет находится по адресу ст. Староминская, ул. Мира, 78А, бизнес-центр «Вавилон».
Марина ПОПОВА. Фото автора.