Октябрьская революция в России, свершившаяся 7 ноября 1917 года, – событие глобального масштаба, изменившее ход мировой истории. Кто и как бы к нему ни относился. Для людей старшего возраста это дата, знакомая с детства: два праздничных выходных дня, обязательная демонстрация на главной улице станицы, речёвки, транспаранты, поздравления. Однако для детей и юношества она требует необходимых пояснений…
Начнем хотя бы с точной даты и названия. «Великий Октябрь», орден «Октябрьской революции», улица Октябрьская и другие отсылки ко второму месяцу осени связаны с тем, что вооруженное революционное восстание началось в Петрограде (столице страны) в ночь с 24 на 25 октября. По действовавшему тогда в России юлианскому календарю. Но в феврале 1918 года был введен григорианский календарь, который используется большинством стран мира, поэтому календарная дата революции пришлась по новому стилю на 7-8 ноября.
Уже первая годовщина революции в 1918 году отмечалась 7 ноября. И все последующие. Однако в названии самого события прочно закрепилось слово «Октябрь». Поэтому само это судьбоносное событие (как и главный в советский период государственный праздник) стало называться годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции.
Есть и другие обозначения данной страницы отечественной истории: «октябрьское вооруженное восстание», «большевистский переворот», «русская революция» и т.д. Причем в первое десятилетие после революции термин «октябрьский переворот» не имел негативного смысла, его официально употребляли в своих речах и документах главные идеологи и вожди тех событий – Ленин, Троцкий, Луначарский, Бухарин. Об октябрьском перевороте, как составной части многоэтапных революционных событий всего 1917 года, писали Фурманов и Шолохов. В статье Сталина «Логика вещей», посвящённой первой годовщине Октября, один из главных разделов так и назывался: «Об октябрьском перевороте».
Вот что он писал:
«Это было ровно год назад. Страна изнывала под тяжестью империалистической войны и хозяйственной разрухи. Усталый, исстрадавшийся фронт не в силах был больше воевать. Между тем английские империалисты всё более опутывали страну, всячески стараясь удержать её в рамках империалистической войны. Сдали Ригу, готовились сдать Петербург, чтобы доказать необходимость войны и военной диктатуры. Буржуазия шла открыто к военной диктатуре, к разгрому революции. Большевики готовились (при этом) к перевороту. Они считали, что взятие власти пролетариатом - единственный выход из тупика войны и хозяйственной разрухи. Они считали, что без такого переворота немыслимы разрыв с империализмом и освобождение России от когтей последнего. Они созвали съезд Советов как единственный преемник власти в стране…».
В стране, названной к тому времени Российской республикой, воцарился тотальный хаос. Множество «центров управления» буквально раздирало ее на части. К сентябрю 1917 года власть в столице фактически перешла к Петроградскому совету рабочих и солдатских депутатов, большинство в котором составляли большевики, а также левые эсеры. А в ночь на 25 октября отряды рабочей красной гвардии и матросов Балтийского флота, которыми руководил Военно-революционный комитет Петросовета, практически без единого выстрела утвердили и единовластие Совета. Вооруженный народ разоружил правительственные караулы, взял под контроль вокзалы, электростанцию, почту, телеграф и т.д. И в 10 часов утра 25 октября Военно-революционный комитет выпустил воззвание «К гражданам России!»:
- Государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Дело, за которое боролся народ: немедленное предложение демократического мира, отмена помещичьей собственности на землю, рабочий контроль над производством, создание Советского правительства – обеспечено!
Финальным аккордом эпохальных событий стал знаменитый холостой залп крейсера «Аврора», прозвучавший в 21 часов. Он стал сигналом к штурму Зимнего дворца и свержению Временного правительства. С этой задачей успешно справились питерские рабочие, солдаты Петроградского гарнизона и матросы Балтийского флота во главе с Владимиром Антоновым-Овсеенко.
Такова история, ее не перепишешь. В обществе до сих пор существуют различные оценки целей и последствий Октябрьской революции. От крайне негативных до восторженных. Но события октября 1917 года - это данность, которую надо знать и спокойно воспринимать, извлекая необходимые уроки. И один из основных, на мой взгляд, выводов такой: отсутствие четкой общенациональной идеологии, слабость и нерешительность властных инстанций зачастую приводят к хаосу и разрухе. И страдает от этого большинство населения.
Радует, что столетие Октябрьской революции мы отмечаем спокойно. В единой, сплоченной стране. На днях начнется показ сразу двух телевизионных проектов, посвященных революции и ее ключевым фигурам, – Ленину и Троцкому. И это, безусловно, интересно. Как пожилым, так и молодым. Люди же среднего (или чуть старше) возраста относятся к этой исторической дате скорее ностальгически. С позитивными воспоминаниями и эмоциями.
Специально к дате письмо в редакцию «СН» прислал лидер районного отделения партии «Справедливая Россия» Александр Федорченко. Письмо большое по объему, приведем лишь ключевые высказывания земляка:
«Исторически доказано, что революцию 1917 года делали не большевики вместе с В.И. Лениным, а передовая часть общества. Вождь пролетариата просто первым уловил настроения масс. «Земля – крестьянам!», «Фабрики – рабочим!», «Долой войну!» - эти и другие лозунги быстро облетели всю страну и пришлись по душе большинству россиян. Ранее отрекшийся от престола царь дал понять всем, что самодержавие себя изжило, что людям нужен новый строй. Переступая через программы политиков того периода, большевики все-таки пришли к власти. Конечно, все было не так гладко. Даже в рядах ленинцев появлялись отпетые бандиты и приспособленцы. Ошибкой большевиков стало раскулачивание середняков, репрессии по отношению к зажиточным крестьянам и казакам, террор в отношении несогласных с властью и проводимым ею курсом. Все эти факторы затягивали гражданскую войну в России».
И еще одна цитата:
«Сейчас модно переписывать историю. В умах молодого поколения белогвардейское движение стало «трендом». Некоторые хотели бы служить в «белой гвардии», не зная о карательных операциях, как белогвардейцы расстреливали беззащитных граждан, их семьи, детей. Но говорить негативно обо всем белогвардейском движении тоже неправильно. В их рядах сражались за царя и Отечество многие истинные патриоты России».
Следом Александр Григорьевич бегло анализирует пост-октябрьские события и достижения: преодоление разрухи и голода, борьба с неграмотностью, электрификация страны, огромные новостройки, создание мощной Красной Армии и ядерного щита, прорыв в космос… И тут же личное признание автора письма:
«Я жил во времена расцвета СССР, не было никаких карточек и очередей. Действовали ГОСТы, и все продукты были очень качественными. Были отличная медицина и система образования. В стране был порядок, и работники милиции никогда не появлялись с оружием в общественных местах. Но всему хорошему пришел конец с избранием генеральным секретарем ЦК КПСС М. Горбачева…»
Ещё одним эмоциональным откликом на юбилейную дату стала фотография, которую предоставил газете ветеран транспортной отрасли и плодосовхоза «Малюс» Алексей Карпович Литовка. На снимке, который предположительно датируется серединой 70-х годов, фрагмент ноябрьской демонстрации трудящихся. Староминская, ул. Кольцовская, скромно одетые люди готовятся пронести транспаранты («растяжки»), флаги и портреты членов Политбюро мимо трибуны, с которой их поприветствуют руководители райкома и райисполкома. Кто-то из них сосредоточен, но многие улыбаются. На парад в честь очередной годовщины Великого Октября взрослые неизменно брали детей.
И это тоже часть общей нашей истории! Многие, очень многие вспоминают эти шествия с улыбкой. Люди искренне радовались, поздравляли друг друга, пели и танцевали. Потом, уже дома, накрывали столы. Это был праздник настоящего единения, совсем не похожий на то «единство», которое отмечается сегодня. В те годы обычный работяга и ответственный директор были рядом, шли рядом. Плечом к плечу. Между ними не было отчуждения в виде сегодняшних «секьюрити», «вертушек», «приёмных». Их не разделяло гигантское имущественное расслоение.
Мы все были тогда из общего социального слоя – рабочих и служащих. Из единого блока партийных и беспартийных. Даже национальные различия не имели в советские годы большого значения. И это лишь малая толика успехов и завоеваний Октября.
В. Широкобородов.