ФНС России - официальный сайт, единая система сервиса налогоплательщиков:
- для физических лиц, для каждого налогоплательщика создан личный кабинет, вы можете узнать о всех своих задолженностях по налогам, при наличии задолженности налогоплательщик может самостоятельно сформировать и распечатать платежный документ или оплатить его через интернет и т.д.
- для индивидуальных предпринимателей, предоставляется возможность получения сведений из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) в электронном виде через сеть Интернет. Получить сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в виде выписки («электронной» либо на бумажном носителе) на основании запроса, направленного через Интернет. и т.д.
Эта информация для тех кто хочет изменить свою жизнь, перестать работать на "дядю" и стать предпринимателем. Понять почему мы так живём и что нам мешает жить лучше ... Внимание, чтение данной статьи меняет мировозрение.
Вернемся немного к недавно затронутой теме - о том, как родители управляют своими детьми. Не знаю - у кого какие воспоминания о своем детстве: кому-то детство кажется прекрасным, кому-то не очень, но я предлагаю объективно взглянуть на этот вопрос. В этой главе я набросал несколько очень коротких зарисовок на тему того - как именно родители держат своих детей в рабстве. Написаны они в форме обращения к маленьким детям, но не забывайте, что вы все, увы - дети до конца своих дней. Живы ваши родители или уже умерли - вы продолжаете как роботы до последнего вздоха оправдывать их ожидания. Прочтите эти зарисовки, обращенные к детям, а потом пойдем дальше. Есть один старый, но действенный способ, с помощью которого взрослые удерживают тебя в рабстве. Этот способ - внушение идеи о том, что есть что-то "хорошо" и что-то "плохо". С самого раннего детства, как только ты стал понимать слова, тебе сразу же стали говорить - "вот это хорошо" и "вот это плохо". При этом взрослые скрывают от тебя то, что это "хорошо" и "плохо" только для них самих, а не для тебя. Ну конечно - а зачем это говорить... это ведь так удобно. Теперь, когда тебе внушили, что что-то хорошо, а что-то плохо, теперь взрослым достаточно сказать с важным видом - "ай-яй-яй, это так нехорошо", и ты сразу станешь паинькой. При этом они делают очень важный вид, надувают щеки и вообще выглядят очень важными - это им надо, чтобы ты поверил, что это в самом деле так. Конечно, чем дальше, тем больше они стараются пользоваться этим способом - это очень удобный для них способ - не надо тебя ни бить, ни наказывать, ни объяснять - просто сказал - "это нехорошо", и все! И все они объединяются против тебя. Если один взрослый в компании других станет тебе говорить, что "это плохо", то все они постараются показать, что тоже так считают - им всем выгодно, чтобы дети были рабами и просто подчинялись им. Сами они очень часто делают именно то, что называют плохим, и не делают то, что называют хорошим - понаблюдай это. Правда, некоторые из взрослых в самом деле уверены, что что-то "плохо" и что-то "хорошо", ведь когда они были детьми, то с ними было сделано то же самое - им с важным видом говорили это, а если они не слушали или, что еще хуже, спрашивали - "а почему?", то их просто тогда наказывали или говорили "не твоего ума дело" или "станешь взрослым - поймешь". Не задумывался ли ты о том - что будет, если ты решишь спросить - "а почему это плохо"? Что будет? Проверь. Вариантов может быть несколько. Например, тебе могут сказать так: "Ну как же ты сам не понимаешь!" - и сделают удивленное лицо. При этом они хотят, чтобы ты подумал - "Ну наверное я что-то не понимаю, если вот взрослые так удивляются, что я этого не понимаю". На самом деле, они часто и сами ничего не понимают - они просто хотят, чтобы ты делал то, что им надо, и не делал того, что им не надо. Что еще бывает, когда спрашиваешь взрослых - "почему это плохо?" Иногда они обижаются. Представляешь? Ты их спрашиваешь - "почему это плохо", а они обижаются. На самом деле, они обижаются потому, что им сказать тебе нечего - они просто НЕ ЗНАЮТ, почему это плохо - им просто надо, чтобы ты так думал, и все. А ты спрашиваешь, а им ответить нечего - вот они и обижаются. Что еще бывает? Взрослые тебе могут сказать - "А потому!". И все. И если ты продолжаешь спрашивать, тебе просто заткнут рот любым способом - могут ударить, могут оскорбить, могут какую-нибудь грубость сказать. Иногда взрослые могут делать вид, что они на самом деле что-то хотят объяснить. Они начнут тебе объяснять, но будь очень внимателен! Никогда не говори, что ты что-то понял, если ты этого не понял! Чтобы все было честно. И тогда посмотри - что получится. В конце концов очень может быть так, что тебе просто скажут, что ты слишком маленький или что-то в этом роде - то есть все-таки не объяснят, а заставят сказать, что ты все понял. Если ты хочешь стать свободным человеком - попробуй спрашивать взрослых - попробуй задавать им вопрос "А почему это плохо" и "А почему это хорошо". Попробуй. Конечно взрослые понимают, что управлять тобой с помощью слов "плохо" и "хорошо" долго не удастся - ты же ребенок с головой, рано или поздно ты увидишь, что они сами не знают - что такое "хорошо" и что такое "плохо". Кроме того, легко заметить, что очень часто они сами не делают то, что "хорошо" и делают то, что "плохо". И когда ты спрашиваешь - "а почему так?" - то они начинают ругаться или беситься и говорить тебе: "Это не твое дело", или - "Следи за собой", или "Мал еще мне указывать" - в общем - сам знаешь, что говорят в таких случаях взрослые. И все-таки взрослые постоянно хотят неограниченной власти над тобой. Иногда кажется, что они готовы контролировать каждый твой шаг - почему - это другой вопрос, об этом позже. Есть еще один очень эффективный способ держать тебя в рабстве, которым пользуются очень часто взрослые - это очень хитрый способ. Итак, ты сделал что-то не то - ну например ты не улыбнулся гостю твоих родителей. Он может быть очень противный человек, а твои родители заставляют тебя ему улыбаться и говорить всякую ерунду типа "здравствуйте", "еще чаю" и так далее. Итак, ты не сделал того, что от тебя требуют. В таких ситуациях взрослые стесняются просто заставить тебя - это когда дома гостей нет, тогда они могут конечно просто крикнуть на тебя, или ударить, а при гостях они могут стесняться этого. Что же они делают? Они делают обиженное лицо, они делают вид, что им очень стыдно за тебя, что им очень неприятно и плохо. Они хотят, чтобы ты ПОЖАЛЕЛ их и поэтому сделал то, что они хотят. Понимаешь? Им часто совершенно наплевать на твои чувства - им главное, чтобы ты делал то, что они хотят. И если ты добрый человек, они обязательно этим будут пользоваться. Они будут стараться вызвать в тебе жалость, они хотят, чтобы ты подумал - "Ну вот, я не сделал это, а теперь ему так плохо от этого, ну ладно, черт с ними, сделаю..." И конечно ты часто так и делаешь - ведь ты добрый человек. И тогда взрослые говорят радостно себе - "Ага! Сработало! И кричать на него не надо, и бить не надо - КАК УДОБНО!". И с тех пор, как это "сработало" в первый раз, они будут все чаще и чаще этим пользоваться, а когда тебе надоест и ты скажешь - "Да ну их, ну не хочу я это делать и не буду", тогда они скажут тебе: "Какой ты жестокий, какой ты бессердечный, тебе совсем меня не жалко, я тебя растил, я тебя воспитывал ну и так далее". Ну конечно - кому хочется обижать людей? Да никому наверное не хочется - ведь приятно, когда людям рядом с тобой приятно, даже если это совсем незнакомые тебе люди. Ну не хочется обижать... Но что же делать, если эти люди так нагло пользуются твоей добротой? В конце концов надо ставить точку - нельзя быть всю жизнь игрушкой в руках других людей, даже если это неплохие люди. Я думаю, что в таких случаях надо говорить: "Мне тебя жалко, да, сочувствую, но я этого делать не буду, потому что не понимаю зачем и вообще просто не хочу - я живой человек, я хочу сам решать - нравится мне что-то или нет." Можно человека пожалеть, но это не значит, что ты должен делать то, что он от тебя хочет. Ну представь себе - а что если кто-то тебе скажет - "мне так плохо, ну выпрыгни из окна, пожалуйста, мне станет легче..." Такого человека можно пожалеть, конечно, если хочешь, но это же не значит, что ты выпрыгнешь из окна! Помни - жалость - это то чувство, с помощью которого тобой часто вертят, как хотят. Я еще раз хочу сказать - я не говорю, что надо быть безжалостным - это как тебе нравится - хочешь жалеть - жалей, но не позволяй взрослым и другим людям управлять тобой с помощью твоей жалости. Вспомним еще об одном нечестном приеме, которым часто пользуются взрослые. Они могут тебе сказать: "Я заставляю тебя что-то делать, потому что я о тебе забочусь". Не правда ли - замечательно, да? Они о тебе заботятся и теперь - они так думают - ты должен просто слепо повиноваться им во всем. К сожалению, очень многие дети попадаются на эту удочку. Но тут надо подумать о следующем: многие взрослые только делают вид, что они что-то знают, а на самом деле они не знают почти ничего - им некогда знать, они только и делают, что занимаются работой, или пьют пиво, или сидят перед телевизором, или вяжут, или... да посмотри сам вокруг себя - чем заняты взрослые? Скажи-ка, видел ли ты когда-нибудь ДУМАЮЩЕГО взрослого? Думающего не над тем, что сегодня по телеку показывать, и не о том, как им засолить капусту, а именно ДУМАЮЩЕГО - думающего о жизни, о себе, о том - почему бывает легко на душе, а почему тяжело? К сожалению, думающий взрослый - это такое же редкое явление, как скажем говорящая собака. Они вечно суетятся - посмотри им в глаза - у них вечная суета в голове, когда им думать? Поэтому, как это ни удивительно, взрослые НЕ УМНЕЕ тебя, а зачастую гораздо ГЛУПЕЕ, потому что у них было больше времени, чем у тебя, чтобы поглупеть. Это, конечно, нелегко понять, это может быть даже страшно понять, ведь раньше ты думал, что взрослые тебя смогут защитить, что они тебе могут что-то объяснить, а оказывается, что взрослые - это просто состарившиеся и изрядно поглупевшие дети, такие же беспомощные. Нет, они даже ЕЩЕ БОЛЕЕ беспомощны, чем ты, потому что они уверены, что все знают, и от этого делаются совершенно беспомощными. Так что тебе самому надо за себя думать - никто это за тебя не сделает. Так что когда взрослый говорит, что он тебя заставляет что-то делать, потому что он о тебе заботится, то надо при этом понимать, что он только думает, что заботится, на самом деле он просто как робот, просто как автомат. Ну к примеру - на улице прохладно. И взрослые тебе говорят - ты ДОЛЖЕН одеть эту куртку, иначе не пойдешь гулять. И им наплевать на то, что тебе эта куртка не нравится, что тебе сегодня и так жарко, что ты вообще мерзнешь меньше чем они. Они говорят - "Я забочусь о тебе - так что или одевай и никаких возражений, а то...". В этот момент они ни о чем не думают - они просто поступают как роботы - кажется им, что холодно - все, никаких возражений - одевайся. И бесполезно их убеждать. Вот еще что надо понять - убеждать их бесполезно, потому что убедить можно того, кто думает, кто относится к тебе как к человеку, а они не думают, они просто решили, что ты что-то должен, и все, поэтому переубедить их как правило невозможно. И ты для них не человек - ты для них вещь - ты ИХ ребенок, и относятся они к тебе, как к дорогой и ценной вещи, которую они обязались охранять. Очень часто взрослые доходят до того, что следят за каждой мелочью - что ты одеваешь, как жуешь, как ходишь, как дышишь - они непрерывно, каждый минуту "заботятся" о тебе, и в результате жизнь твоя может стать просто невыносимой. Конечно, взрослые все-таки могут иметь больше информации, чем ты, поэтому нельзя всегда не обращать внимание на их советы и приказы - надо просто каждый раз разбираться - что к чему и почему. Если тебе запрещают совать пальцы в розетку - спроси "почему" и прими к сведению, что электрический ток тебя может убить. Вопрос, конечно, серьезный, поэтому тут можно и поверить на слово взрослому. С другой стороны, тебе могут сказать - "вот ты идешь на улицу без куртки, замерзнешь, заболеешь и умрешь". Тоже, вроде бы серьезное предупреждение, но его можно и проверить. Универсальных рецептов нет - смотри, думай, наблюдай, разговаривай, спрашивай и делай выводы. К сожалению, взрослые о тебе все-таки не заботятся, ведь если бы они всерьез о тебе заботились, то они бы понимали, что когда они 20 раз скажут какую-то глупость, то в 21-й раз трудно всерьез принять их слова, даже если они имеют под собой реальное основание. Одним из самых зверских приемов удержания в рабстве, которые взрослые применяют к тебе - это запрет на свободное время. Когда ты садишься где-то просто так - посидеть, подумать, почитать или просто попялиться в окно - взрослые тут же появляются и немедленно стараются придумать тебе какое-то занятие. Они всеми силами стараются, чтобы ты постоянно что-то делал, ведь когда ты что-то делаешь - тебе некогда думать. Тебе некогда что-то вспомнить, поплавать в своих чувствах - это опасно для взрослых, ведь если у тебя будет свободное время, ты, того и гляди, додумаешься до чего-нибудь. Есть такая пытка - не давать человеку спать. Взрослые часто прибегают к другой пытке - они не дают ребенку думать и чувствовать. Они словно не понимают, что когда ты сидишь и ничего не делаешь - это не значит, что ты в самом деле ничего не делаешь. В это время ты о чем-то мечтаешь, что-то вспоминаешь, думаешь, просто расслабляешься. Ведь расслабление - когда ни о чем не думаешь и просто пялишься в окно - это очень важная часть твоей жизни. В эти минуты в твоей душе что-то укладывается, что-то наоборот приподнимается, об этом трудно рассказывать, но это легко почувствовать. И вот, когда у тебя появляется потребность отставить все заботы в сторону и просто дать в душе чему-то пожить своей жизнью, в этот момент немедленно появляется взрослый и говорит тебе: "Ага! Ты опять бездельничаешь! Ну-ка давай..." и немедленно находятся дела - в магазин сходить, уроки сделать, книгу почитать - да мало ли что - что угодно. Как часто тебе приходится делать вид, что ты что-то делаешь, только для того, чтобы тебя оставили в покое? Покой - этого боятся взрослые. Они боятся покоя в твоей душе, потому что покой - это основа жизни. В состоянии покоя человек начинает многое понимать о себе, о жизни, он становится более умным, сильным, самостоятельным. Замечал ли ты, что часто взрослые просто в бешенство приходят, когда видят, что ты "бездельничаешь"? Конечно, они может и не специально все это делают, они сами давно уже забыли - что такое покой, но почему именно ты должен отдуваться за это? Они сами вечно что-то делают, суетятся, суетятся... это знаешь почему? Потому что когда они просто сядут и просто посидят, ничего не делая, то они начнут понимать, что жизнь их совсем не такая, какую бы им хотелось иметь, но нет сил вырваться из этого всеобщего болота, в котором они сидят, и они и тебя тянут в то же самое болото, может даже и не понимая этого. Когда я говорю о том, что взрослые держат тебя в рабстве, я не говорю, что они СПЕЦИАЛЬНО это делают - конечно нет, во всяком случае - не всегда. Но они это делают, тем не менее. Специально или не специально - но они это делают, и ты, хочешь или не хочешь, являешься их игрушкой. Почему-то каждый родитель считает, что он способен воспитывать ребенка. Посмотри на мир вокруг себя - ты видишь там много умных, радостных, мудрых, сильных людей? Их много? Нет, их крайне мало. Как назло, всё почему-то попадаются мелкие, ничего не значащие лица, с пустыми глазами, с неприятным лицом, охваченным какой-то мелкой страстишкой. А ведь все эти люди - родители, у всех есть дети, и все своих детей воспитывают, то есть это они так называют - "воспитывают". А на самом деле они конечно не воспитывают детей, а просто распоряжаются ими как своей собственностью, как вещью. Тебе надо вот что еще иметь в виду, когда ты имеешь дело с родителями: дело в том, что твои родители когда то были детьми - это конечно трудно вообразить, но это так, и у них тоже были родители, которые их "воспитывали". То есть заставляли делать массу вещей, которые никому не нужны. Твои родители тоже ходили в школу, им тоже вбивали в голову, что какие-то вещи хорошие, а какие-то плохие. И когда они выросли, то в голове у них все это осталось. Они ведь просто выросшие дети, у них тоже не было времени подумать о своей жизни. И теперь, когда у них появился ты, они и понятия не имеют - что с тобой делать. Они в растерянности, потому что не способны даже что-то о своей жизни понять, не говоря уже о чем-то большем. Но у них в голове сидит идея, что детей надо воспитывать. А как это - воспитывать? Воспитывать что? Они этого не знают. И тогда они просто... просто делают то, что делают все остальные, что делают их соседи, что делают их знакомые и что с ними делали их родители - они начинают все за тебя решать и принуждать делать то, что в свое время их заставляли делать. Но если бы только это - а все гораздо хуже. Дело в том, что все родители имеют кучу планов на своих детей. Ну представь себе такую ситуацию - твой отец, к примеру, когда был ребенком, ходил в школу. Его родители хотели, чтобы он вырос талантливым математиком, или хорошим слесарем, или певцом, или поэтом, или еще кем-то. Не важно - кем именно. Важно, что его родители хотели, чтобы их сын - твой отец - вырос заметным человеком, чтобы им восхищались, чтобы говорили - "Ах какой у вас ребенок" - а они бы от этого чувствовали гордость - вот как воспитали, вот какие мы... Прошло время. Иллюзии растаяли. Твой отец стал просто взрослым человеком, которым никто особенно не восхищается, который давно понял, что он так и не станет ни талантливым поэтом, ни слесарем 6-го разряда, ни даже начальником отдела, ни вообще кем-то, кем кто-то будет восхищаться. Хорошо, если при этом он понимает, что НА САМОМ ДЕЛЕ ЭТОГО И НЕ НАДО, не это делает тебя живым, настоящим человеком. Чтобы это понять, достаточно пообщаться с этими математиками, начальниками и т.п. и увидеть, что жизнь их так же ничтожна, как и у других людей. Ведь человеку главное - просто чувствовать себя на своем месте, чувствовать удовольствие, радость от жизни, и совсем не важно - какую табличку на тебя повесили - выдающийся ты, или талантливый, или способный - это ведь ничего в жизни не изменит. К сожалению, не все это понимают. И когда у твоего отца появился ты - он решил примерно так: ну вот из меня не получилось - мне то-то и то-то помешало, но для своего сына и для своей дочери я сделаю все, чтобы уж они то точно смогли стать кем-то. И начинается кошмар. Он начинает конечно что-то делать "для тебя", но он заставляет теперь тебя еще и принимать этот его "дар"! Он хочет, чтобы ты реализовал те глупости, которые в свое время пытались навязать ему его родители. Он требует от тебя, чтобы ты оправдывал его надежды. Нет ничего ужаснее, когда тебя заставляют оправдывать чьи-то надежды. Твои родители делают из тебя фишку в своей азартной игре - получится у них "талантливый" ребенок, или не получится. Более того - теперь, когда они хотят из тебя сделать что-то, что им надо - они окончательно махнули на себя рукой. И в случае чего они обязательно тебе скажут - "Ах ты... такой-сякой. Я бросил такую работу, или я не стал делать то-то, и все ради того только, чтобы ты учился, все ради тебя, а ты..." Они стараются всеми силами сделать так, чтобы тебе стало стыдно, и чтобы ты снова впрягся как лошадь. Они попросту делают из тебя козла отпущения - теперь они думают - ну вот из меня "ничего не получилось", так зато из моего ребенка получится. И когда они так думают, то им становится легче, потому что им кажется, что таким образом они оправдывают наконец-то те надежды, которые на них возлагали их родители. Понимаешь? Понимаешь какой получается замкнутый круг? А потом ты вырастешь, конечно же, ты не оправдаешь всех этих надежд, потому что все эти надежды - это глупость сплошная. Сама по себе цель стать знаменитым или каким-то там выдающимся - это глупость невероятная, никто еще не стал счастливым от того, что на нем висит какая-то табличка. И ты вырастешь, в душе у тебя останется осадок - жалко, все-таки, родителей - они так много ждали от тебя... и... и ты начнешь так же мучить своих детей, и так из поколение в поколение. Не замечал ли ты, что все взрослые иногда кажутся идиотами, когда разговаривают с детьми? Вот человек, вроде нормальный, вроде умный, ты к нему подходишь, спрашиваешь что-то о жизни, о себе, о нем - и вдруг... вдруг он превращается в идиота: лицо его растягивается в кривой улыбке, он растерян, он начинает нести какую-то чушь, он весь скован, как будто его связали, и так далее. Это все потому, что тебя - ребенка - за человека никто не принимает. С самого раннего детства взрослые всеми силами стараются, чтобы ты как можно дольше был глупым, они с тобой не разговаривают нормально, они с тобой сюсюкают. Посмотри, как взрослые общаются с маленькими детьми - они с ними сюсюкают, говорят неестественными голосами, выглядят как идиоты. Представь себе, что так они разговаривают с другими взрослыми - смешно, правда? Оборжаться можно, представляя себе такую картину, когда взрослые сюсюкают друг с другом. Тем не менее, смешного тут мало. Взрослые стараются не давать тебе шансов стать умным. Они начинают говорить с тобой серьезно и о серьезных вещах только тогда, когда ты уже просто заставляешь их это делать. Именно заставляешь. Если ты просто будешь говорить - "Я уже не маленький, почему со мной как с маленьким разговариваете?" - то они просто будут раздражаться - мол куда лезет, или смеяться над тобой. Я видел очень мало родителей, которые бы со своими детьми говорили серьезно, как с другим взрослым человеком. А в результате что получается? В результате у тебя просто нет возможности тренировать свой ум, думать и говорить о чем-то важном, интересном. Тебя изолируют, и тебе приходится всеми силами пробивать эту изоляцию. Сколько раз в жизни ты слышал фразу "Ты еще маленький"? Этой фразой взрослые хотят сделать тебя глупым, они говорят тебе - "нечего об этом думать - маленький еще...". Они боятся помогать тебе думать, ведь тогда ты станешь более самостоятельным в мыслях, а затем и в поступках. Воспитание - поразительная штука. Все о ней говорят, как о чем-то хорошем, о добром, говорят, что учителя и воспитатели - это благородная профессия и т.п. Между тем почему-то никто не задумывается о том - что же это такое - воспитание. Подумай, ведь воспитание - это целенаправленное воздействие на человека с тем, чтобы изменить его как-то так, как этого тебе хочется. Причем хорошими воспитателями считаются те, кому удается "хорошо" воспитывать, а что такое "хорошо"? Это значит, что воспитатель делает с тобой все, что хочет, и ему это удается. Создана даже псевдонаука - педагогика. Есть педагогические институты, где людей учат, как лучше всего воспитывать, то есть - какие у ребенка есть слабые стороны и как их использовать для того, чтобы делать их него то, что воспитателю хочется. Конечно, все это опять же прикрывается словами о помощи, о том, что воспитание направлено на какие-то там благие цели, но ведь так всегда считали! И когда во времена Древнего Рима воспитывали ненависть к карфагенянам или христианам, и когда в средние века воспитывали ненависть к тем, кто не верит в бога, и когда в ленинские времена воспитывали классовую ненависть к непролетариям, и когда в сталинские времена воспитывали ненависть к тем, кто не обожает советскую власть и т.п. - всегда во все времена взрослые люди старались воспитывать детей, то есть делать из них то, что им хочется. При этом им совершенно наплевать на то - что хочет и как понимает сам ребенок. Как же так получилось? Как получилось так, что обдуманное, заранее спланированное и массовое насилие над человеком - над ребенком - стало не просто практикой, а стало связываться в сознании человека с чем-то добрым и благородным? Это поразительно. И конечно в первую очередь в детях "воспитывают" именно это - отношение к воспитанию как к чему-то правильному и нужному. Как хорошо - внушил ребенку, что твое воспитание - это именно то, что ему нужно, попугал его хорошенько, и вперед - теперь он уже смирный и принимает все твои извращенные усилия как должное. Как же, это же говорит воспитатель, значит так надо, а если мне не хочется что-то делать как он велит - значит я плохой... В результате психика ребенка терпит просто гигантский ущерб. Наверное даже представить себе невозможно - как бы мы жили, если бы в обществе вдруг поняли, что надо не заставлять ребенка делать то, что взрослым хочется, а помогать ребенку реализовывать те интересы, которые у него есть. Если ребенку хочется читать - предложить ему на выбор несколько книг, если ему хочется прыгать и бегать - предложить ему те возможности для этого, которые у тебя есть - вот как я понимаю настоящее, человеческое отношение взрослого и ребенка. Ну, первым делом сумасшедшие взрослые начинают орать: "как же! Все им разрешать! Во всем помогать! А если они захотят наркотики курить да сексом заниматься да перед телевизором целыми днями сидеть - что же - во всем им помогать? Этого что ли ты хочешь, о страшный и ужасный Бодхи?" Песня это старая, и даже возражать на эти вопли смертельно скучно, можно лишь сказать пару слов: во-первых, помогать можно только тому, чему хочется помогать - это просто, не правда ли? Не хочется чему-то помогать - так и не помогай. Во-вторых, страхи были всегда - всегда. Всегда боялись, что если не воспитывать детей, то из них непременно вырастет что-то ужасное. Это конечно глупости. Из человека вырастает то, к чему он склонен. Помогать ему реализовывать его интересы, если тебе этого хочется - это все, что ты можешь для него сделать. Вот и все воспитание, но конечно это нельзя назвать воспитанием - это можно назвать помощью. Почти все взрослые люди просто больны страхами, они страдают ярко выраженной патологией - это просто параноики, они ждут от жизни и живых существ только плохого, они всего боятся, они вообще не верят в жизнь и в природу. И к сожалению, такой подход стал нормой. Поэтому они не доверяют ни своей природе, ни природе своих детей, и отсюда происходит безумие всеобщего насилия. Воспитание, воспитание... взять бы какого-нибудь воспитателя, да воспитать, пусть почувствует - каково это... Он хочет одного, а ему навязывают другое, и чуть в сторону - сразу по шее - вот бы комедия была - я с удовольствием посмотрел бы на это. Надо доверять. Просто доверять. Доверять жизни, естественным влечениям, жизнеспособности человека, тогда жизнь пойдет навстречу и придет и наполнит тебя собой. Мой опыт показывает мне ясно - когда делаешь шаг навстречу жизни, она навстречу тебе делает два шага. Если ты в это не веришь - иди своей дорогой и не мучай других, вот что я думаю. И еще я думаю, что надо активно бороться против этой мерзости, которую называют "воспитанием", и я думаю, что надо не делать ванильные глаза и стыдливо пропускать эту тему, а ясно и недвусмысленно заявлять о своей нетерпимости к такой варварской форме узаконенного насилия.
Нас с Жанной часто спрашивают, чему мы учим наших детей. Они же не ходят в школу. Ответ я давал много раз, но, тем не менее спрашивают снова и снова. Я отвечаю просто - НИЧЕМУ. Мне говорят, понятно, но вы ведь с ними, конечно, занимаетесь. А чем? Да нет, не занимаемся! Наши старшие, которым сейчас уже девять, вполне владеют очень сложным искусством, которому якобы учат только в высшей школе - а именно, - умением самостоятельно работать с литературой. Они сами могут найти то, что их интересует, например, в энциклопедии. После того, как они научились этому, хотя мы этому их и не учили, просто отвечали, на их вопросы - пойди посмотри в энциклопедии, глупо лишать их этого умения не давать им работать с литературой самостоятельно. Вот и все обучение. Более, того, как вроде бы все знают, дети учатся не тому, что говорят родители, а тому, что они делают. Таким образом, известное всем обучение, которое заключается в говорении, говорении и еще раз говорении, совершенно бессмысленно. Хочешь, чтобы дети были творческими - будь сам таким. А как могут научить творческому подходу (причем в жизни прежде всего!) школьные учителя, которые сами этот творческий подход в жизни не используют НИКОГДА!!! Главное обучение заключается в том, что наши дети ЖИВУТ С НАМИ. Мама и папа не ходят каждое утро на работу и не сдают своих детей кому-то. А раз они живут с нами, то они учатся тому, что МЫ ДЕЛАЕМ КАЖДЫЙ ДЕНЬ. И как могут не уметь дети делать то, что делают родители, если они рядом живут и почти всегда вместе? Дети актеров легко становятся актерами, так как с детства бегают за кулисами, слышат разговоры о театре или телевидении, присутствуют на репетициях и знают все о театре или кино, не прилагая к этому никаких усилий. А если еще начинают немного помогать родителям с более или менее разумного возраста, то они всему обучаются по ходу, без всяких лекций и специальных занятий. Если у вас дома есть компьютер, и вы просто даете его детям, дети будут уметь на компьютере делать все, что делаете вы, если вы просто хоть иногда будете отвечать на их вопросы или что-то показывать. Причем в отличие от школы в этом случае почти всегда достаточно показать один раз. То есть проблема обучения, которое вроде бы НЕОБХОДИМО, заключается в том, что родители не живут вместе со своими детьми и дети не учатся тому, что умеют родители. Ну и если добавить известный всем факт, что большинство людей работает не по специальности, то конкретные технические знания, даваемые в ВУЗе, оказывается большинству и не нужны. И что остается от высшего образования? Да пресловутое умение самостоятельно работать с литературой. Дети могут сами (иногда с несколькими подсказками) разобраться в чем угодно, от программирования видика, до проведения света в бане под навес. (Последнее мои мальчишки уже делали). Причем я их этому не учил, они просто наблюдали как я, и другие, проводили свет. Я не учил мальчишек складывать печку, но они, наблюдая за печником, сделали раствор и сами начали строить свою маленькую печку в своем маленьком домике, который тоже построили сами. Но так им всего 9 лет. Итак, снова повторяю главную мысль. Если ваши дети ЖИВУТ С ВАМИ, то они легко научатся всему, что умеете делать вы. Если они могут наблюдать за людьми, которые еще что-то умеют, они научатся и этому. В школе, кстати, дети имеют возможность наблюдать только за учителями, да еще за уборщицами. И если вы хотите, чтобы ваши дети были развитыми, самостоятельными и успешными, вполне достаточно, чтобы вы были такими, и чтобы ваши дети, еще раз повторю - ЖИЛИ с вами.
Школы бизнеса, в большом количестве появившиеся в России с началом поворота к рыночной экономике, дискредитировали это словосочетание. Преподаватели, бодро читавшие курсы маркетинга, менеджмента, макроэкономики и бухгалтерского учета, делали вид что все нормально, хотя человек, закончивший такую школу, так и не получал ответа на вопрос: "Почему одним людям удается создать свое дело, а другие (большинство) разоряются?" По американской статистике, 80% начавших свое дело становятся банкротами в первый год, а из тех, кто пережил первый год, 80% разоряются за следующие 5 лет. И наличие образования никак не влияет на эту жестокую статистику. В чем дело? Дело в том, что многочисленные студенты различных университетов снова и снова получают знания, но не получают навыков, от которых зависит выживание и преуспевание в бизнесе. Как же нужно обучать студентов, чтобы они смогли быть реально подготовленными к одиночному плаванию в море экономики? Школа Своего Дела должна быть устроена как восточная школа боевых искусств, а не как западный университет. В школе боевых искусств ученику не рассказывают, как и почему должна двигаться нога или рука, и не заставляют зарисовывать основные стойки, движения и их комбинации, и записывать его объяснения. А на экзамене ученик должен не рассказать, что и как он должен делать, а просто провести необходимый квалификационный набор приемов и движений с реальным (а не воображаемым) партнером. Вот и вся разница. Она приводит к тому, что даже бывший очень слабым физически человек, несколько лет прозанимавшийся в школе боевых искусств, легко справится с несколькими уличными хулиганами (если они, конечно, не учатся в другой, аналогичной школе). В то же время, проучившийся пять и более лет в университете выпускник на деле БЕСПОМОЩЕН В КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЕ против человека, имеющего хоть какой-нибудь реальный опыт бизнеса. Основной принцип обучения в школе боевых искусств - это многократное (сотни и тысячи раз) повторение очень простых движений (приемов). Набор этих движений создается великими Мастерами и он достаточен для того, чтобы победить даже очень изощренного и сильного противника. Задача ученика - непрерывно совершенствовать проведение этого небольшого количества движений (их не больше нескольких десятков), и на определенной стадии обучения у ученика появляется интуитивное безошибочное чувство, какое именно движение он должен сделать в каждый момент поединка, учитывая стратегию и тактику противника, местность, естественные препятствия, и так далее. В Школе Своего Дела ученики отрабатывают небольшое количество типовых бизнес-приемов, и, доводя их исполнение до совершенства, продолжают их тренировать снова и снова. Описание этих приемов имеет так же мало смысла, как рассмотрение альбома с фотографиями приемов карате, ушу или дзюдо. Для их исполнения нужны многолетние тренировки, подготовка мышц, сухожилий, набивка соответствующих поверхностей ног и рук, и так далее. Знание о приемах без умения их применять ничего вам не даст в реальной схватке, в реальной конкурентной борьбе. Только теоретическое знание бизнес-приемов и их неумелое использование неподготовленным человеком дискредитирует применение этих приемов, хотя сами они (приемы), как вы понимаете, не при чем. Кто может учиться в такой школе? Каждый, кто готов прилагать достаточно большие усилия, чтобы стать сильнее. А если у ученика нет возможности заплатить? Тогда есть возможность отработать начальную стоимость обучения. В отличие от обычной системы обучения, где ученик похож на только что оперившегося цыпленка, дело которого - открывать клюв, а преподаватели бросают туда интеллектуальную пищу, такая школа скорее похожа на группу байдарочников, плывущих ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ, где каждый получит столько, насколько он будет грести. А дело преподавателя - наблюдать за тренировкой и иногда давать советы. Вряд ли кто-нибудь надеется сделать свои мышцы сильнее без тяжелых тренировок. Тренировки для подготовки к бизнесу ничем в этом смысле не отличаются. Тот, кто будет надеяться на преподавателя или на других учеников, не получит ничего, а может даже и получить достаточно болезненную моральную травму. Бизнес мало отличается от войны или поединка в боевых искусствах по степени напряжения и умений, которые он требует от начавшего эту деятельность. А, как сказал Сенека: "Посылать необученных людей в бой, значит бросать их". Выбор за вами. Единственное, что можно добавить, это привести китайскую пословицу: "Дорога в тысячу миль начинается с первого шага".
В школе говорят - повторение мать учения. Я лично с этим не согласен, хотя если посмотришь, как старые читатели снова и снова задают ОДНИ И ТЕ ЖЕ ВОПРОСЫ, то иногда думаешь, может дело как раз в повторении? Что такое повторение? Повторение - это внушение. Не зря в рекламе считается, что или делать рекламную кампанию так, чтобы рекламное сообщение дошло до каждого слушателя или зрителя или читателя десять раз минимум или вообще ничего делать. Подавляющее большинство или лучше уж сказать, ВСЕ сообщения читателей этой рассылки - это лишь повторение того, что они просто запомнили, выслушав это десятки раз. В школу нужно ходить, потому что нужно ходить. Ты сначала доучись (в ВУЗЕ) в уж потом ... Зачем, почему, для чего - эти вопросы не просто крамольные, а вызывающие возмущение и как говорится, немотивированную агрессию. :) Все, что вы прочитали (последние выпуски со статьями) это лишь мои РАССУЖДЕНИЯ. Это не то, что вы должны ЗАПОМНИТЬ или ЗАУЧИТЬ. Многие, так и не замечают, что я не просто говорю, так делай, вот так не делай, а объясняю, ЧТО ВОТ ЭТО ГЛУПО, а это бессмысленно. И мне всегда казалось, что бессмысленные вещи не нужно делать. НУ ЗАЧЕМ же делать бессмысленные вещи. А мне обычно возражают. Ну раз ты против этой бессмысленной вещи, то какой другой бессмысленной вещью ты это хочешь заменить? Ведь нужно заменить! Да не нужно заменять бессмыслицу. Современное школьное, ну ладно возьмем что попроще, высшее образование - это бессмыслица! Это О-ЧЕ-ВИ-ДНО!!! Вы что не знаете, что студенты сплошь и рядом покупают рефераты и курсовые работы? Вы что не знаете, что экзамены и зачеты сдаются за вознаграждение? Вы что не знаете, что на экзаменах списывают? Вы что не знаете, что в наше время, переписывать лекции ОТ РУКИ - это маразм?! Ну ладно, есть, якобы, некие особо тупые особи, которые запоминают, благодаря некой моторной памяти. И им нужно переписывать. Но таких мало, а во-вторых, ну продавали бы им лекции записанные на магнитофоне, пусть сидят дома и переписывают, если ИМ это надо. Остальных то зачем мучить? А то еще и требовать предъявления конспектов? И даже слово конспект ОЗНАЧАЕТ запись основных тезисов А совсем не переписывание лекции дословно под диктовку. Но на самом деле в большинстве вузов, большинство преподавателей, дает материал, что называется - ПОД ЗАПИСЬ. Отдельные преподаватели талантливые погоды не делают. Не в них дело. Я уже приводил как-то пример, если вам в магазине будут давать девять из десяти палок колбасы тухлые давать, вы будете возмущаться? А почему если в ВУЗе или в школе 9 преподавателей из 10 - бездари, - это нормально. И мне даже периодически пишут, ну что вы хаете образование, у нас вот был такой (один) преподаватель, талантливый, а вы говорите. Говорю. Итак, вот я выше привел ряд аргументов. Вы ОБРАТИТЕ НА НИХ ВНИМАНИЕ. Не нужно мне тут же писать, а как же без образования, это же никак нельзя ... Повторяю, то что происходит сегодня в ВУЗах - это маразм. Освященный министерством образования и согласно госстандартам (!!) по образованию. Если кто не понял - повторю. Переписывать от руки - маразм. ЗАПОМИНАТЬ знания - маразм. Нужно ПОНИМАТЬ, а не запоминать. Покупка рефератов, курсовых, зачетов и экзаменов - маразм. Если уж вы пришли в ВУЗ за дипломом, именно за дипломом, а не за знаниями, то просто КУПИТЕ ДИПЛОМ. Не занимайтесь игрой в маразм много лет подряд. Одни делают вид что учат, - другие делают вид, что учатся. При этом сами же преподаватели ( и тем более студенты) прекрасно знают цену тому, что они изучают. На практике это НЕ ПРИГОДИТСЯ. Ну ладно, еще говорят, что ЯКОБЫ образование развивает логическое мышление и дает некую БАЗУ. Что это за база никто не знает. Наверно умение читать, считать и писать? Ну и еще умение найти нужную информацию на Яндексе и в библиотеке. Это называется УМЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО РАБОТАТЬ С ЛИТЕРАТУРОЙ! Это такая сложная эзотерическая деятельность, что ее освоение достигается только при помощи многолетних переписываний лекций в аудиториях. Ведь именно ЭТО еще один аргумент в защиту образования. Образование обучает (говорят) логическому мышлению и умению самостоятельно работать с литературой. Может этому бы ПРЯМО и обучали?! И экзамен бы был по логическому мышлению и по умению самостоятельно работать с литературой? Ну и эту БАЗУ бы ПРЯМО и давали. Ну и сколько тогда месяцев займет высшее образование, если ПРЯМО учить тому, что (вроде бы) и остается после пяти (иногда с лишним) лет обучения? Я думаю, пары месяцев достаточно. Если учесть, что большинство людей работает НЕ ПО ПРОФИЛЮ и отсутствие профильного образования им не мешает, то значит, куча специальных знаний - это просто потеря времени и денег. Разве нет? А если кому будут нужны специальные знания, так он их и получит (как это обычно бывает) на рабочем месте. Ну и еще говорят, что высшее образование нужно ДЛЯ ОБЩЕНИЯ. Это вообще ни в какие ворота не лезет. Сидеть переписывать лекции по 45 минут, чтобы на коротких переменах заниматься очень ценным общением. И скажите мне, а ГДЕ ОБЩЕНИЯ ЭТОГО, якобы очень ценного - НЕТ? Ну где его нет? Везде - где есть люди, там есть и общение. Нужно на необитаемый остров уехать, чтобы оказаться без общения. Но оказывается, ИМЕННО ДЛЯ ЭТОГО идут в ВУЗ? Ну, тогда, и давали бы дипломы с записями, мол, НА ОТЛИЧНО ОБЩАЛСЯ пять лет с однокашниками, за что и выдан вот этот диплом. Есть, наверно, и еще аргументы, но они никакой критики, с точки зрения логики, не выдерживают. Разве что, скажет критик, ну ты уже совсем. Ну разве так можно. Хватит все хаять. Но это означает лишь, что аргументов нет и то самое хваленое логическое мышление (которое якобы развивают в ВУЗе) применять оппонент отказывается. Все что выше про образование в ВУЗе - это лишь ПРИМЕР ЛОГИЧЕСКОГО мышления. ПРИМЕР! Если бы вы действительно логически мыслили, а не просто действовали, так как вам внушили, вы бы и сами легко к этому пришли. И наверно пришли бы и к тому, что дальше. Вроде бы учиться нужно и вроде бы развиваться нужно, а как? Но в чем проблема. Если человек, не способен мыслить логически, он логическую цепь не ловит и начинает критиковать ВЫВОД. А вот как же, а что же все неграмотные будут что ли?! А я разве ТАКОЕ ГОВОРИЛ? Тем более, что сейчас в школу дети идут уже умея в большинстве своем читать, считать и писать. И не важно, из дома идут в школу или из детского садика. Так что про неграмотных - это глюки возражающего. А согласиться страшно. Это как же тогда далее жить? На что опираться? Легко жить, когда тебе сказали - УЧЕНЫЕ ДОКАЗАЛИ и ты раз и под козырек. А своим умом как жить? Легко жить, когда про людей нужно, чтобы что-то узнать, читать книжки по психологии. А то, что среди психологов сплошь и рядом дураки бывают, и ничего не понимающие в людях, - об этом лучше не думать. Намного легче считать, что раз психолог, - в людях разбирается, раз врач, - в болезнях. А вот когда врачи болеют, да еще и умирают, это неувязочка какая-то. Йоги, например, те не болеют. И умирают в очень престарелом возрасте. Так вот, легко верить ярлыкам. Написано в дипломе - в том то и том то, разбирается. Но если вы в Вузе учились, то я вам открою страшную тайну, врачей учат ТОЧНО ТАК ЖЕ. И психологов. И они тоже могут, что забыть или перепутать. И что не страшно? Вообще есть лишь два способа жить. Один - верить на слово. Друзьям, знакомым или авторитетам. Друг, например, ничего не понимает в жизни или в бизнесе, - но обязательно советовать будет. И вы будете его советам верить, хотя, что он в этом понимает? Авторитет? А кто его назначил авторитетом? В СМИ написали. А СМИ продажно сверху донизу. Ну и чему вы верите? Итак, один способ - СЛЕПО ВЕРИТЬ. Второй способ - ПОНЯТЬ. По поводу образования, если вы наберетесь мужества и начнете разбираться, начнете вопросы задавать преподавателям, заведующим кафедрой, или даже самому господину ректору, то уверяю вас, вы ничего по сути не получите, кроме того, что эта система шлифовалась столетиями и потому, нужно тебе мальчик ВЕРИТЬ, что люди были не дураки, раз к этому пришли. Ну и еще скажут, ты сначала ПОВЕРЬ НАМ, ну то есть ДОУЧИСЬ, а уж ПОТОМ будешь думать. А ПОТОМ думать НА ЭТУ ТЕМУ ПОЗДНО!!! Время потеряно! Ну и очень не многие люди способны признаться в собственной ошибке даже самому себе. А раз потратил пять лет на непонятно что, то нужно придумать что-то для самооправдания. И придумают - не сомневайтесь. И про общение скажут, и про друзей, и про базу и про умение списывать, которое якобы тоже полезно. Только вот неувязочка. Шли то туда НЕ ЗА ЭТИМ!!! И то, зачем шли, НЕ ПОЛУЧИЛИ!!! Итак, вернемся назад. Можно слепо верить или понимать. Третьего не дано. Я, кстати, езжу в Москву и в другие города, проводить свой семинар АДИ (альтернативно-деятельностную игру). Для всех организаторов АДИ я объявил условие, не меньше 50 участников. Иначе я просто не поеду. Так вот на АДИ я показываю, как можно логически мыслить по поводу проблем, которые высказывают участники игр. И в результате этого самого логического мышления, вы можете увидеть, что той проблемы, которая декларировалась - НЕТ, и это очевидно. Что, проблема создана руками самого человека и это очевидно. Правда не всегда понимание причин, тут же волшебным образом решает проблему. Если вы ошиблись, и машина у вас оказалась в кювете, то, осознав причину ошибки, вам все равно нужно будет вытаскивать машину из кювета - и если она еще и повреждена, то ждет вас куча геморроя. Но хуже всего случаи, когда человек упорно рулит в кювет, но категорически отказывается посмотреть на несколько шагов впереди. Хотя любому, кто посмотрит подальше, очевидно, куда ведет эта траектория. Почему человек не заглядывает в будущее? Да верит слепо. Сказали, ему закончи ВУЗ, а потом. Вот он и не думает ни о чем, пока это ПОТОМ не наступит. И ожидает, что когда он ВУЗ закончит, и на работу устроится, тогда его жизнь волшебным образом изменится. И тут он обнаруживает, что никакое волшебство его не ждет. И что делать? Если за годы ЗАПОМИНАНИЯ, его мозги атрофировались? Думать то он не умеет и умеет только запоминать. А жизнь требует умения думать.
Отрывок из книги Эдуарда Лимонова "Другая Россия. Очертания Будщего" - спорная книга, но гениальный писатель верно подметил сущность сегодняшней жизни. Вот глава посвященная школе. Это сильно. Это правда - подтвердит любой, окончивший школу, хоть 20 лет, хоть год назад. Scooling по-английски, в переводе на русский - "школение", есть в русском языке слово "вышколенный". И всё это словесное гнездо вовсе не значит "учение" и даже не значит "воспитание", но означает "дрессировка". Она и есть "дрессировка", и если в русском варианте иностранное "school" превратившись в "школу", ни о чём ежедневно не напоминает, то по-английски недвусмысленно и без всяких экивоков каждый раз употреблённое, вопиет о "дрессировке". Небезынтересно, что это же "schooling" упоминается по отношению к дрессировке лошадей и собак. Вернувшись к истинному значению слова легче понять и суть самой институции. Обучение, дрессировка в школе стоит впереди получения знаний. Цель schooling - сломить естественные инстинкты человеческого существа, сломить его природную агрессивность, подавить её тотально. Не даром во всех без исключения странах в школах всегда применялись телесные наказания, ещё каких-нибудь полсотни лет назад. Школа задумана как репрессивное учреждение. Она должна быть поставлена в один ряд, через запятую, перед тюрьмой. Это недоразумение, что школу помещают в один ряд с библиотеками и музеями, а учителей пишут через запятую после врачей, их надо ставить до надзирателей и вертухаев. То, что школа, как и многие институции государства, одряхлела, изменилась, покрылась пылью, не должно скрывать её репрессивного характера. Даже сегодняшняя, расхлябанная, она свою работу делает. После одиннадцати лет изнурительной долбёжки, загрузки памяти ненужным мусором лишних знаний, подавляющее большинство индивидов покидают школьные парты со сломленной волей, со сглаженными индивидуальными особенностями. С затоптанным, как правило, талантом, и усталыми! Школьный конвейер дрессировки поставляет обществу беззубых, вялых и намеренно заторможенных в своём развитии зверьков. Их насильно набили ненужными знаниями. Как мешок пылесоса набивается мусором и пылью. Бессмысленные знания эти, в особенности те, которые дают в русских школах, никогда не пригодятся бедным зверькам. Я как-то попытался подсчитать, что из полученных в школе знаний мне пригодилось в моей жизни. Получилось ничтожно мало. Иностранный язык и география. Даже не литература, ибо все самые мощные книги я прочёл помимо школы, вопреки ей, а большинство книг прочёл вообще на английском и французском языках. А языки я выучил сам! Школа не дала мне знания языков. И географию я выучил по желанию, сам. Не по учебнику. Школа нужна обществу для подавления. Для этого она и создана. Это государственное учреждение и потому она не только не невинна, но так же повинна, как суды и тюрьмы, в подавлении человека. Я вспоминаю свои десять лет за партой с ужасом утраты десяти самых может быть отличных, солнечных лет жизни! Кто их мне вернёт! Подать в суд на грёбанное государство? Отдайте мне мои солнечные годы! Юбки форменных платьев девочек моего класса лоснились сзади, как и наши штаны, шесть - восемь часов ёрзанья на твёрдых скамьях в неудобном положении, искривив скелеты, в возрасте, когда нужно бегать, прыгать, орать! Пальцы с мозолями от ручки. Некрасивые, дурно пахнущие учителя. От учительницы математики воняло мочой, когда она над нами наклонялась. Мы морщились и отворачивались. У учителя физики мерзко пахло изо рта, когда облокотясь на парту, нависая над нами, он объяснял, что в тетради решено не правильно, какая задачка. Рано утром, давясь своей яичницей, в полном отупении я выходил, брёл, помню, по тёмным улицам посёлка и видел, как идут, шкандыбая по грязи или льду, такие же бедолаги-ученики. Мне ещё было близко до школы, рядом (хотя грязи у нас весной и осенью бывали непролазные), а были дети добиравшиеся пешком, плюс трамваем, затем автобусом. В восьмом классе у нас появился новый классный руководитель: Яков Львович Капров. Так он бил учеников, вызывая их в физический кабинет, и запирая дверь. На самом деле все настоящие хулиганы ушли из школы в колонии и на улицы ещё в 6 - 7 классах. Он бил вполне нормальных ребят, и те выходили с расквашенными носами. Меня не бил, мой отец был офицером. Но даже если б у нас был сладкий классный руководитель, что это меняло? Эти десять лет каждый из нас отдал государству, отсидел как срок. Отдайте мне мои солнечные годы! Тому, что нужно для жизни, школа не учит. В школе не учат, как говорить с людьми, как распознать лживого человека, как ладить с людьми, как командовать ими, как отбиться от нападения. Что такое жизнь, как скоро придёт смерть, как встречать жизненные горести, что делать если ушла твоя девочка? На все эти вопросы школа не отвечает. Зато она вырабатывает в тебе вторичные инстинкты подчинения: все встают, когда вошёл учитель; она учит тебя неизменной хитрости, зная слабость учителя можно получить хорошую оценку. И подчинению, подчинению учит она. Но самое главное: те миллиграммы действительных знаний, которые она даёт, можно получить в каких-нибудь несколько лет, в три года! Зачем же детей деформируют, заставляют сидеть как идиотских кукол в спёртом воздухе класса лишние семь лет? Чтобы отшибить напрочь инстинкты. Чтобы привык к оскорблениям, и если мозглячка училка, неряха в рваных чулках, кричит тебе: "Остолоп!", чтоб ты не давал ей в нос, а стоял опустив голову. Все эти годы требуются , чтобы прочно перешибить твою волю, ударяя каждый день по ней как дубиной, как ломом. Если у кого-то остались и хорошие воспоминания о школе, то они не о школе собственно, но о встреченных там двух - трёх интересных пацанах, миловидных девчонках, первая там любовь помнится, то есть личные веши. Так что когда видишь митинг или пикет учителей, всех этих гиппопотамовских размеров тёток в драных шубах, то не жалей их, бюджетников, не получающих зарплату. Такие же служащие государства, как тюремные надзиратели или менты в серых армяках - они работники репрессивного аппарата. (И потом, что за нонсенс, разве женщина должна воспитывать мужчин? Это противоестественно.) Мир нужно видеть таким, как он есть, правильно. Это экстремально важно - правильно видеть мир. Учителя - не учителя по нормальному видению - это работники государственного аппарата образования. Учителей же в мире горстка. Найти себе учителя - задача тяжкая. Тех, кто преподаёт в школах, нельзя назвать учителем. Это святотатство. Учителей - горстка. Счастлив тот, кто обрёл своего учителя. Школьные учителя - работники негатива. Это конечно не их индивидуальная вина, их самих когда-то сломали, и вот они послушно (за мелкий прайс!) заполняют память и мозги своих юных жертв начинкой жёванных знаний: алгебра, физика, химия, геометрия, литература, история - всё вперемешку. Общая ничтожность учителей, их невысокий интеллектуальный уровень, то что они не поднимаются над общим обывательским уровнем развития, говорят сами за себя, это не лучшие люди нашего общества. Усталые и сломленные, они чревовещают по программе. Крайне редко могут они понять своих учеников, или предвидеть их. Достаточно сказать, что в школьном аттестате у меня по русской литературе стояла "тройка". А я ведь читал запоем, запойно писал стихи с пятнадцати лет, и уж "тройки" мне явно было мало. Но мы не нравились друг другу: учительница и я. Я не мог поставить ей "тройку", она могла. Надеюсь она жива, и хоть раз в неделю опять и опять удостоверяется в своей дури. Тотчас после воцарения Советской Власти революционеры-большевики вовсю экспериментировали со школой. Если судить по "Республике ШКИД" - были выборы преподавателей, школьное самоуправление. Будущее намечалось интересное. Понимали, что если хотят выращивать нового человека, то нужна и новая школа. Но одно дело оспаривать власть в революционном порыве, другое дело захватить власть и властвовать. Ломать одновременно многие институты государства - крайне трудоёмкое занятие. Да и опасное - сломаешь старую школу, а пока ещё построишь новую - не будет никакой. Потому новой школы и не получилось. Убрали Закон Божий, да букву "ять", заменив их историй Покровского и материализмом для школьников. Эксперименты Макаренко и "Республики ШКИД" захлебнулись. Всё тихо возвращалось на круги своя. Во время Великой Отечественной Войны появился феномен фабрично-заводских училищ. После войны, помирившийся с церковью и озабоченный укреплением государственности, И. В. Сталин (он уже до этого возвратил офицеров и погоны) стал возвращать классическое образование. Было введено раздельное обучение полов, школьная форма, ремни и фуражки, платное обучение для трех старших классов, и даже латынь и греческий - мертвые языки. Продержалась эта имперская мода недолго, приблизительно от 1947 до 1955 года. И даже не была введена повсюду, остались школы и со смешанным обучением и без фуражек и ремней. (Пытались ввести форму и для студентов). В хрущевскую оттепель сталинская попытка возродить имперскую школу загнулась. "Демократичному" и американистому Хрущу она, должно быть, казалась неуместным классицизмом. Так же как "архитектурные излишества", - против них тогда стали серьёзно бороться: против сталинского имперского стиля зданий МИДа, гостиницы "Украина" и иже. Между тем латынь, ремни и фуражки были из одного и того же набора имперскости, вместе с "архитектурными излишествами". Хрущеву нужна была быстро-быстро рабочая сила на фабрики и заводы, и трактористы для подъема целины, потому школу сделали восьмилетней. Нужны были рабочие и крестьяне, вот их и спешно производили в восьмилетках. В конце концов, пришли к сегодняшней нелепой школе. Пожалуй, не намеренно пришли, ибо качество государственной элиты - правителей государства неуклонно снижалось, и вряд ли Хрущев и тем более Брежнев были способны на размышления по поводу образования. Не говоря уже о том, чтобы оценить сравнительные качества систем образования. После гения Ленина (впрочем, он никакого проекта нового образования не оставил, насколько я знаю) и отличного практика Сталина - пришли лохи. У лохов проектов не бывает. Возвращаясь к сталинской попытке реставрации классического образования еще раз отмечу, что она совершена в поздний предсмертный период, когда Сталин пришел к имперскости, отвергнув наследие революции 1917 года. Неизвестно что он сам по поводу своей школы думал, но ежу понятно, что новый человек не должен был выйти из такой школы, где преподавали латынь и русскую историю, сочиненную немцем Миллером и другими немцами по заказу немецкой династии Романовых. Учили историю царей и исчисляли послушно революционное время от выдуманной даты рождества Христова. Что же должно было получиться? Конечно не новый, а ветхий человек! Потому закономерно получили с такой школы воспроизведение старого общества. (Нужно было больше и больше революционности! Мой упрёк революции 1917 года - что она была недостаточно радикальной. Она не убила старый мир, а лишь приглушила его на время. Но об этом в другом месте…)Ту школу, которая есть, садистский репрессивный государственный институт, направленный на подавление и тотальную деформацию самой сути человека, нужно уничтожить. Иначе наше общество обречено воспроизводить само себя в том отталкивающем виде, в каком оно есть сегодня. Вечно будут крепостные темные пенсионеры, вечно будут палаческие менты, вечно будут производиться блатные, вечно станут появляться гоголевские чиновники, монументальные архаичные тетки-судьи. Поколение за поколением. А начинается становление этих отталкивающих существ уже за школьной партой. Общество забивает целых 11 лет ребенка до смерти, пока он не становится полуфабрикатом, заготовкой для вышеперечисленных типов. Этот конвейер надо выключить. Что мы и сделаем. Всякое обучение должно быть много короче. Достаточно пяти лет чтобы получить отличное среднее образование. И образование должно быть тотально иным. У детей сегодня ненормальное удлиненное детство. Современный мир стал быстрее, информация по телевидению, информация по радио, интернет. Все это делает возможным куда более раннее познавание мира ещё вне школы. Помимо школы. А наша система образования создана на Западе в 19 веке, перебралась к нам с Запада. Начинать надо раньше и учить короче. Начинать надо в 5 лет от роду и учить не более 5 лет. Преподаватель в средней школе должен быть один. Это должен быть мужчина. Он должен иметь творческий (художник, поэт, писатель) опыт. Никаких алгебр, тригонометрий, математик, физик, и других отвлеченных, никогда не пригождающихся дисциплин преподавать детям не будем. Для хранения и передачи подобных отвлеченных знаний существуют ученые, это их работа. (Ученых будет немного, и специальные знания будут ограничены несколькими высшими учебными заведениями.) Итак, начав ходить, ребенок покидает мать и поселяется в доме детства. Дом обязательно находится в живописной местности с красивой природой, вне города. Преподаватель - мастер, как уже было сказано, - один. Это обязательно мужчина. В случае необходимости привлекаются ещё преподаватели иностранных языков, но они не носят титула "мастер". В помощь мастеру у него будут ещё инструктора, числом не менее трёх, в зависимости от численности детей в доме детства. Их обязанность - помогать мастеру. В программе будут следующие дисциплины: История: с учётом "Новой хронологии" Фоменко / Носовского и открытий Льва Гумилёва. Должны быть разработаны учебники. География и знания иных стран, народоведение. Иностранные языки (и западные, и восточные - больше восточных). Оружие и военное обучение. Преподавание ведётся не в классах, умение стрелять, общаться с гранатомётом, миномётом, вождение и стрельба из БТР и пр. Ораторское искусство, поэзия, сочинение и изложение. Исторические личности: Сталин, Гитлер, Мао, Муссолини и личности культуры: Ницше, Пазолини, Достоевский и пр. Тайны жизни. Человековедение: тайны пола, искусство общения с людьми, как распознать лживого человека, как реагировать на оскорбление, на жизненную неудачу, на смерть друга, на предательство женщины. Боевые искусства: борьба, бокс, кунг-фу, на самом деле обучение жестокой драке. Обращение с пишущей машинкой, интернетом. Только в исключительных случаях обучение будет производиться в классах. Детали новой системы обучения должны быть разработаны впоследствии. Основной принцип: Учитель - Мастер с большой буквы, человек опыта и знаний будет лично обучать группу учеников. Как восточный учитель мудрости и боевых искусств. Почти во всем согласен, за исключением пустяка …Учить всему детей должны РОДИТЕЛИ! Это их ДЕЛО. И пусть прежде чем родить ребенка думают о том, что учить им придется детей самим. И готовятся к этому. Учить то нужно ЖИЗНИ, а не наукам. Вот и познавай жизнь.