|
В ОДИН из последних октябрьских дней вместе с педагогами СОШ № 9 И. Луценко и Г. Сизонец дежурила по закону № 1539. После развода наша мобильная группа заглянула на огонек к пятерым учащимся школы. Узнав, что первой из запланированных на посещение семьей будет цыганская, обрадовалась. Журналистский опыт подсказывал, что после поездки получится интересный живой материал с рейда. Я уже представляла себя на большом цыганском подворье в окружении черноволосых женщин в многослойных разноцветных юбках и разновозрастной ватаги ребятишек, которые что-то кричат на непонятном мне языке. Их крики смешиваются с лаем дворняжек, так и норовящих вцепиться в мою ногу. Из дома выходит бородатый мужчина и пытается вытолкнуть непрошеных гостей за ворота. Каково же было мое удивление, когда наш автомобиль, за рулем которого сидел представитель Староминского сельского поселения В. Глухов, остановился у подворья, совершенно не похожего на то, что я себе нафантазировала. На наши громкие крики вышла молодая женщина и небольшого роста парнишка лет десяти-двенадцати. Это был Васька - виновник нашей поездки. Почти месяц он не посещал занятия и был практически неуловим для учителей. «Слава Богу, что за семнадцать лет работы в школе в моих классах не учились ребятишки из цыганских семей. У них совершенно другой жизненный уклад, свои традиции и нравы. Они не видят проку в учебе, поэтому в школу их надо загонять», - вздохнула я с облегчением и с большим интересом подключилась к разговору педагогов и Васьки. Пока он рассказывал, чем занимался, пока не посещал занятия, его младшая сестренка в курточке, наспех накинутой поверх ночной рубашки, и шлепанцах на босу ногу рвалась из дома. Девчушке было любопытно, почему к ним пришли незнакомые тети. По словам домочадцев, Васька вовсе не прогуливал, а зарабатывал деньги. В школу он не ходил по семейным обстоятельствам: чуть ли не в одночасье умерли сразу два родственника, один из которых проживал в другом районе. А между похоронами вместе с подружкой где-то под Азовом перебирал лук. Узнав, что чтение и письмо ему даются нелегко, с улыбкой интересуюсь у мальчишки: «Считать-то умеешь?» На что получаю утвердительный ответ. - Деньги лучше меня считает, - сообщила мама. - Я пока в уме попыталась их дневной заработок подсчитать, умножая 16 рублей с небольшими копейками на 15 мешков лука, как он уже сообщил результат. После маминых слов Васька с гордостью посмотрел на педагогов, которые вновь продолжили разговор об учебе. Они в два голоса уговаривали его прийти в школу, тем более, что до осенних каникул остались считанные дни. Я вторила им, сама не понимая, во имя чего все это. Ведь всего лишь несколько минут назад Васькина мама категорично заявила: «Закончит пятый класс, а летом женим его!» Честно говоря, ее слова меня сильно обескуражили. - Сколько же мальчишке лет? - интересуюсь у мамы. - Четырнадцать. Старшей сестре немногим больше, так она уже давно замужем, - сообщает молодая женщина. - А жить, где будут? - пытаюсь удовлетворить свое любопытство. - У нас! А где еще? «Господи, он жениться собирается, уже невеста имеется, а мы умоляем его прийти на занятия. Это же абсурд! - промелькнуло у меня в голове. - А педагоги еще целых четыре года должны уговаривать Ваську ходить в школу. И если не в дневную, то хотя бы в вечернюю». В машину шла с чувством досады. Не могла понять, как для цыганской семьи применить закон о девятилетнем образовании, семейный кодекс и прочие законы, согласно которым Васька должен ходить в школу, а не жениться на такой же, как он, несовершеннолетней, тем более, что за это можно и в тюрьму загреметь... Е. ВИКТОРОВА. |
|