С 2012 года в РФ будет организована сеть из 10 тыс. операторов техосмотра — частных компаний, аккредитацией которых будет заниматься Российский союз автостраховщиков
Дмитрий Медведев определил дальнейшую судьбу техосмотра автомобилей в России. Несмотря на то что ранее глава государства грозился вовсе отменить эту процедуру, технический осмотр будет сохранен и передан из ГИБДД под контроль Российского союза страховщиков. Кроме того, Госавтоинспекция лишится и права проверять талоны техосмотра у водителей.
Эти нововведения вступят в действие с 2012 года, но, скорее всего, до этого времени владельцев автомобилей ждет амнистия: они Будут освобождены от прохождения очередного технического осмотра.
Как заявил президент Дмитрий Медведев на пресс-конференции в Сколково, процедура техосмотра «не должна быть бессмысленной, обременительной, просто дурацкой, которая всех
ставит в очень неудобное положение». «Есть разумное предложение — отказаться от милицейского техосмотра и совме-
стить этот техосмотр с заключением договора о страховании автогражданской ответственности,— заявил президент.— Это решение позволит эту процедуру превратить в достаточно формальную». При этом господин Медведев заявил, что «новые автомобили вообще не надо осматривать», а «после покупки автомобиля можно дать три года льготного срока».
Напомним, что в конце апреля 2011 года господин Медведев резко раскритиковал действующую
процедуру техосмотра. Гнев главы государства вызвали огромные очереди на пунктах инструментального контро-
ля в Москве. Президент поручил МВД подготовить «предложения о существенном упрощении процедуры технического осмотра или о полной его отмене». После этого работа свелась к разработке в авральном режиме поправок к за-
конопроекту «Об обязательном техническом осмотре транспортных средств», который был принят в первом чтении еще в июле 2010 года и с тех пор находился на согласовании в правительстве РФ. По словам Дмитрия Медведева, новая редакция документа будет внесена в Госдуму в ближайшие дни и вступит в силу с 2012 года.
С 2012 года в РФ будет организована сеть из 10 тыс. операторов техосмотра — частных компаний, аккредитацией которых будет заниматься Российский союз автостраховщиков (сейчас в РФ действует 3 тыс. пунктов ГТО) . Таким образом, контролировать процедуру техосмотра будут страховщики, а сотрудники гибдд лишатся этой роли.
Оператор (это может быть автодилер или автосервис) проверяет техническое состояние машины и выдает талон техосмотра. Если в процессе выявлены неисправности, то водитель получит право отремонтировать машину как у оператора, так и в любом другом автосервисе (но талон выдает только оператор). Талон понадобит-
ся лишь при оформлении полиса ОСАГО. По словам главы Российского союза автостраховщиков (РСА) Павла Бунина, сотрудники Госавтоинспекции более не будут проверять наличие этого документа. В Госдуму будут внесены поправки к КоАП, отменяющие с 2012 года санкции за управление транспортным средством, не прошедшим техосмотр (штраф 500-800 руб. со снятием номеров) . При этом страховые компании получат право подать регрессный иск в отношении автовладельца, который ездит с действующей страховкой, но не прошел техосмотр . Срок, который дается на оформление полиса после постановки машины на учет, предполагается увеличить с пяти до десяти дней.
В свою очередь, oпeраторы техосмотра будут получать аккредитацию по правилам, разработанным в РСА. Не исключено, что оператор должен Будет платить взнос за аккредитацию в РСА — сейчас этот вариант обсуждается. При этом компания будет нести финансовую ответственность в том случае, если машина, прошедшая техосмотр у оператора, попала в ДТП из-за неисправности.
По словам Сергея Шишкарева, с момента подписания закона (ориентировочно в июне) до вступления
в силу в январе 2012 года будет действовать «переходный период», продлевающий действие полученных в 2010 году талонов техосмотра до окончания срока полиса ОСАГО (для автомобилей массой до 3, 5 тонны) . К примеру, если у автовладельца срок действия полиса кончается в августе, а талон — в сентябре, он оформляет новый полис ОСАГО и ездит до августа 2012 года, не проходя техосмотр. Однако, если срок действия талона заканчивается до окончания страховки в 2011 году, то техосмотр все же придется пройти по старинке — отстояв очередь на пункт ГТО. Рассматривается и вариант , согласно которому амнистия будет распространена на всех без исключения водителей. Более
того, не исключено, что это правило вступит в силу даже до подписания президентом закона — в
ближайшие дни.
«Сама идея забрать техосмотр у МВД правильная, а страховые компании заинтересованы в исправности автомобилей,— считает заместитель гендиректора страховой компании РECO Игорь Иванов.— В рамках страхового сообщества будет проще вести контроль за работой операторов... Компании будут бояться лишиться аккредитации из-за мастера, торгующего талона-
При этом реализацию президентских идеи он назвал «непростой, масштабной задачей с точки зрения организации контроля и с точки зрения финансов», отметив, что «полностью исключить коррупцию нельзя: всегда найдутся какие-то проходимцы».
Открытым остается вопрос стоимости техосмотра. Сейчас она формируется из цены талона (300 руб.) и госпошлины, которая устанавливается местными властями (в Москве, к примеру, 690 руб.) . Сергей Шишкарев предположил, что цена услуги увеличится, но будет меньше «размера взятки, которую платят водители за талон» (то есть не будет превышать 3-5 тыс. руб.).
Кроме того, возможно , ГИБДД сохранит ряд функций в системе техосмотра. Планируется оставить в ее ведении техстандарты, правила проведения техосмотра и разработку госполитики в области техосмотра, поскольку ни у одного другого ведомства опыта в этих сферах нет . Кроме того, по действующим правилам инспектор ГИБДД во время техосмотра проверяет автомобиль на угон по базам МВД: скорее всего, работников частных компаний до них не допустят.
По материалам газеты «Коммерсант»