|
Я ИНВАЛИД I группы и передвигаюсь на инвалидной коляске. Недавно со мной произошла неприятная ситуация в одном из крупных магазинов одежды станицы (название мы не пишем). Он находится на втором этаже, но и на первый этаж попасть невозможно, так как у здания нет пандуса или подъёмника, да и кнопка вызова отсутствует. Поэтому моя мама, выбрав нужную одежду, попросила продавцов вынести её мне, чтобы просто показать. Она объяснила им, что примерять я её не собираюсь. Продавцы в магазине все молодые и не выглядят немощными. Но от них последовал ответ: «Это в наши обязанности не входит». Тогда мама попросила позвать менеджера по продажам. «Звоните в центр, меня это не касается. Тут везде видеонаблюдение и работают сканеры. Платите за всё, а потом выносите», - такой ответ мы получили от неё. Однако на вопрос, если одежда не понравится, примут ли они её обратно, ответа не последовало. Видимо, им не знакомо вежливое обращение с клиентами, и в продаже товара они не сильно заинтересованы. Тогда мы отправились в другой магазин - «Всем по карману». Там есть пандус, но отдел с одеждой тоже находится на втором этаже, где также работают видеокамеры и есть сканеры. Там с чуткостью и пониманием продавцы отнеслись к просьбе мамы вынести и показать мне товар. Продавец-консультант Галина спустилась ко мне с вещами и предложила несколько вариантов. Спасибо им большое за неравнодушие и понимание, которые тронули нас после неприятного посещения предыдущего магазина, работникам которого стоит у них поучиться обслуживанию покупателей, в особенности людей с ограниченными возможностями здоровья. Е. БУКУРОВА. От редакции: как нам пояснили в магазине, в котором произошёл конфликт, покупателю было предложено оплатить товар, и в случае, если бы он не подошел, то его беспрепятственно бы обменяли на другой или вернули. Выносить же неоплаченные вещи за пределы магазина, по словам продавцов, является строгим нарушением материальной дисциплины, ровно как и покидать рабочее место, чтобы спуститься вниз к покупателю. Что же говорит об этом закон? Как нам пояснили в отделе Управления социальной защиты, в данной ситуации продавец не нарушил права покупателя, так как не отказался при необходимости обменять товар. Что касается прав инвалидов, то согласно закону они тоже не нарушены, если в пределах ближайших 500м ему могут оказать аналогичные услуги. В данной ситуации автор письма сделала покупку в другом магазине, расположенном неподалеку. Но разве не должен вход в магазин быть оборудован пандусом или хотя бы кнопкой вызова персонала? Тот же закон говорит о том, что требования для беспрепятственного доступа инвалидов к зданиям социальной, инженерной и транспортной инфраструктур распространяются лишь на объекты, введенные в эксплуатацию после 1 июля 2016 года. Здание, в котором находится данный магазин, ввели в эксплуатацию годом ранее, соответственно, под требования закона оно не попадает. Но в таком случае напрашивается вопрос: выходит, все здания, сданные в эксплуатацию до 1 июля 2016 года, не должны быть оборудованы пандусами? В районе большая часть построек социальной сферы не попадают под действие закона, а значит, по факту недоступны инвалидам-колясочникам? Часто приспособить здания для инвалидов технически невозможно. Для того и вводится принцип разумного приспособления. Тот же магазин. Если он находится на втором этаже здания, оборудовать его для колясочника без проведения реконструкции нельзя. Но можно сделать приспособленным для опорника, для человека с тростью. Просто поставить поручни или кнопку вызова. Такой объект доступен для инвалидов-опорников частично, частично — для инвалидов по зрению, частично или полностью он доступен для инвалидов по слуху. Но он не доступен для инвалида-колясочника. Значит, 70% инвалидов могут получить там услугу, а 30% — её не получат. Это и есть принцип разумного приспособления. Что же касается моральной стороны вопроса, поступил ли продавец правильно, отказавшись покинуть рабочее место, в то время как в таких же обстоятельствах его коллега из другого магазина позволил себе это, судить не стану. В конце концов каждый поступает по собственной совести. М. ПОПОВА. |
|